Приморье – любовь моя

Елену ШОЛОХОВУ часто спрашивают, откуда у неё такое странное отчество – Ноевна? Отшучивается – к Всемирному потопу отношения не имею. В начале 50-х над отцом, гидрометеорологом, приехавшим с семьёй из Архангельска, коллеги тоже посмеивались: мол, мокрое

10 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2419 от 10 окт. 2008
b5bb8f9fa4216a9659dc62efbaf0d244.jpg


Елену ШОЛОХОВУ часто спрашивают, откуда у неё такое странное отчество – Ноевна? Отшучивается – к Всемирному потопу отношения не имею. В начале 50-х над отцом, гидрометеорологом, приехавшим с семьёй из Архангельска, коллеги тоже посмеивались: мол, мокрое Приморье с тайфунами – самое подходящее место жительства для Ноя.

Долго они в то время добирались до Владивостока. Хоть и была Шолохова в те годы совсем маленькой, но помнит, что родители говорили о двух неделях пути. Приехали – и заболели городом у моря, волшебными пейзажами. А отец ещё и подогревал возникшую любовь: брал детей в короткие командировки. Малышка чаще всего выезжала с ним на «газике». Пока взрослые работали, она любовалась красочными местами. А вот брата как мужчину отец брал в морские экспедиции, однажды они даже отправились на катере серии «Пионер», своеобразном морском трамвайчике, из Владивостока в Николаевск-на-Амуре, делая по пути замеры и проводя другую исследовательскую работу. Это был первый и последний опыт такого путешествия.

Отец кроме всего прочего работал ещё и в обществе «Знание», был лучшим пропагандистом Фрунзенского района Владивостока. Мама – историк по образованию, долгое время трудилась директором вечерней школы № 1, потом работала в ДВПИ. Книжные полки в доме ломились от исторической, мемуарной, географической литературы. Как при всём этом не стать краеведом?

Елена Ноевна до сих пор не может объяснить, почему она выбрала экономический факультет. Но наследственность – штука серьёзная, которая в конце концов и привела её на курсы экскурсоводов. Сейчас смеётся: «Недаром говорят, что экскурсовод – это информированный неспециалист. Везёшь группу на водопады – должен знать гидрологию, на пещеры – геологию и спелеологию, занимаешься фортификацией, твоя задача – не утонуть в тактике и стратегии». При этих словах она подходит к окну: «Из моей квартиры видно форт № 6. Чудесный вид, правда?».

– Когда рос сын, – рассказывает моя собеседница, – я любила знакомить с окружающим миром 6-, 8-, 11-классников. Теперь подрастают внуки, и мне кажется, что самые интересные экскурсии можно организовать для дошколят и третьеклассников.

Для неё самая хорошая аудитория – дети. «Сразить знаниями, интеллектом, юмором взрослых очень просто, – делится специалист. – Завоевать детей намного сложнее. Возможно, поэтому и намного интереснее».