Главную площадь Владивостока предложили поднять. На два метра
Среди вопросов, обозначенных в повестке дня на очередном заседании градостроительного совета при администрации г. Владивостока, состоявшемся на прошлой неделе, самую жаркую дискуссию вызвало обсуждение предложения по реконструкции площади Борцов за власть
Среди вопросов, обозначенных в повестке дня на очередном заседании градостроительного совета при администрации г. Владивостока, состоявшемся на прошлой неделе, самую жаркую дискуссию вызвало обсуждение предложения по реконструкции площади Борцов за власть Советов (торговый центр с подземной автостоянкой на ул. Светланской, 38/40), заказчик – ЗАО «Центрстрой», проектировщик – ООО «Аргус-Арт».
На этот раз в заседании градостроительного совета приняли участие мэр Владивостока Игорь ПУШКАРЁВ и президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр КУДРЯВЦЕВ (г. Москва), находившийся в эти дни в столице Приморья.
Проектировщики компании «Аргус-Арт» предлагают поднять главную площадь Владивостока на два метра от её прежнего уровня, чтобы она вышла на одну линию с существующей парковкой администрации Приморского края. С тем, чтобы разместить под ней на трёх подземных этажах общей площадью 29 тыс. кв. метров торгово-рекреационный, развлекательный центры и автостоянку (нижний уровень) как минимум на 500 машин.
При этом, как утверждают проектировщики, площадь, получив расширение в полтора раза, сохранит все транзитные функции. Будут также организованы пешеходные переходы со стороны Светланской, Океанского проспекта.
В дальнейшем это позволит «организовать» прямой транзит с Океанского проспекта через торговый центр на Корабельную набережную. Памятник борцам за власть Советов по-прежнему останется доминантой, завершающей линию Океанского проспекта.
Хочется напомнить, что впервые «полноценно» спроектированная площадь, которая должна была занять место нынешней, появилась в разработках архитектора ВАСИЛЬЕВА в 1938 г. в генеральном плане Большой Владивосток. Только тогда это была площадь морского вокзала с парадными выходами к бухте Золотой Рог.
Позднее, в 1953 г., архитектор СУВОРОВ предложил разместить общегородской центр на пересечении улиц Ленинской (Светланской) и Китайской (Океанский проспект), был даже сделан проект детальной планировки площади, где с одной стороны предлагалось разместить театр на 1300 мест, а с другой – главный городской почтамт.
Весной 1961 г. на главной площади Владивостока (официально в своде памятников она именуется как площадь Борцов революции) был установлен монумент Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке (скульптор ТЕНЕТА, архитекторы – УСАЧЁВ и ШУЛЬГИНА). Эта многофигурная композиция выполнена из бронзы (её отливали на Мытищинском заводе художественного литья), постамент и подиумы – из блоков красного гранита. Вот уже почти полвека она считается визитной карточкой Владивостока. При этом главная площадь, которая, по утверждениям специалистов, по размерам может сравниться с Красной площадью в Москве, остаётся какой-то неоконченной, неприкаянной, пустынной, не имеющей цветового решения.
В 1975 г. было сдано в эксплуатацию многоэтажное здание краевой администрации, причисленное к памятникам архитектуры советского зодчества. В течение последних десятилетий городские архитекторы предлагают «уравновесить» главную площадь сооружением, равновеликим «Белому дому», чтобы она получила логическое завершение.
Во время обсуждения проектного предложения по реконструкции площади практически все выступающие высказали несогласие с тем, чтобы поднять уровень площади на два метра. Как верно заметил кто-то из архитекторов, это антигуманно. А Валерий МООР, заслуженный архитектор РФ, декан факультета архитектуры и дизайна Института архитектуры, искусства и дизайна ДВГТУ, заявил: «Это святое, на что покушаться нельзя». И пояснил: при таком решении прервётся связь площади с морем (пусть даже слегка опосредованная, но она всё-таки есть). В «яме» окажется главная улица Светланская, историческая застройка, примыкающая к площади. Морской фасад города от такой метаморфозы тоже не выиграет.
При этом саму идею размещения под площадью некоего пространства для магазинов, кафе, где люди смогут общаться, особенно в холодное время года, высокий московский гость назвал интересным и современным предложением.
По предложению мэра Владивостока Игоря Пушкарёва, решено в ближайшее время, буквально в течение недели, вновь вернуться к этому проекту, но уже с учётом всех прозвучавших замечаний.
Среди других проектов, созданных по заказу инвесторов г. Владивостока и представленных на градостроительном совете, были ещё два: «Многоэтажная гостиница на ул. Вс. Сибирцева в районе фуникулёра» (заказчик ЗАО «Центрстрой», проектировщик ООО «Архитектурный фонд») и «Многофункциональный комплекс «Аквамарин» в районе бухты Фёдорова» (заказчик СПО «Строитель», проектировщик ОАО «Приморгражданпроект»).
По оценке членов градостроительного совета, каждый из предложенных проектов масштабен и интересен, но при этом имеет ряд недостатков. Так, к примеру, комплекс «Аквамарин» – это несколько 36-этажных зданий и одно 48-этажное – предлагается разместить на довольно «тесном» уголке земли. Возникает вопрос, насколько это будет оправдано и с точки зрения застройки этого района города такими небоскрёбами. Опять же, насколько комфортно покажется такое скученное проживание для самих жильцов. Немаловажный вопрос – социальная составляющая: обеспеченность этого района школами, детскими садами, поликлиниками и т.д.
При обсуждении всех проектов обозначилась важная градостроительная проблема: как при современной многоэтажной застройке, которая сейчас ведётся так беспорядочно, сохранить уникальный силуэт Владивостока, созданный его ландшафтом.
Тут же было принято решение разработать ряд документов для определения высоты застройки, её упорядочения. Особого внимания требует историческая часть города.
Кстати, в ближайшее время в градостроительный совет для обсуждения будут внесены документы по реализации генплана Владивостока, в том числе правила застройки и землепользования.
Мнение специалиста**Александр КУДРЯВЦЕВ, президент РААСН:
– Если говорить о панораме Владивостока, сегодня, на мой взгляд, существует большая проблема в художественном восприятии Владивостока.
В морских городах в такой картине два момента являются определяющими. Это набережная (вотер-фронт) и силуэт (горы, сопки). Природа в этом плане сделала Владивостоку большой подарок. Непонятно, почему столица Приморья в таком случае ломает этот силуэт, застраивается хаотично, как в каких-то Эмиратах, которые природного силуэта вообще не имеют. Это в Эмиратах можно рисовать любые силуэты зданий. Но во Владивостоке необходима другая застройка с максимально продуманным учётом рельефа. А морской фасад города? О нём, похоже, тоже не задумываются.
Считаю, нужно срочно проработать первоочередной этап «отстраивания» панорамы. К примеру, первая линия диктует мелкомасштабную застройку, затем постепенно, во второй, третьей линии, высотность наращивается, опять же с сохранением силуэта. Можно привлечь к этой работе экспертов из центральной России. Опять же во Владивостоке можно сделать великолепный Гонконг: вотер-фронт здесь потрясающий (увы, набережная, на мой взгляд, во Владивостоке плохо организована, замусорена). А можно использовать средиземноморский вариант, где в морских городах существует мелкомасштабная, соразмерная человеку застройка.
Вообще должна быть скорректирована панорама города, и только после этого можно будет приниматься за конкретные проекты.
Автор: Тамара Калиберова Николаевна