Не классикой единой

В ближайших выпусках «Парка культуры» мы расскажем вам о том, чем ознаменуется новый сезон в каждом из театров Владивостока, а начнём, как полагается, с Приморского академического театра имени Горького.

3 окт. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2415 от 3 окт. 2008
d802e72f9a46c0a2db88f67496d7b185.jpg

Кажется, Карел Чапек писал, что на премьеры в театр ходит особого рода публика – выражаясь современным языком, малость садистского толка: приятно посмотреть на волнующихся актёров, режиссёра, нервно потирающего руки, et cetera… Октябрь для записных театралов в этом смысле – месяц особый: открывается сезон! И значит, волнения, ожидания, планы…

В ближайших выпусках «Парка культуры» мы расскажем вам о том, чем ознаменуется новый сезон в каждом из театров Владивостока, а начнём, как полагается, с Приморского академического театра имени Горького.

Всё начинается с любви

Позавчера, 1 октября, театр принял зрителей, показав им спектакль, премьера которого прошла весной: «Сумасшедшая любовь» (новое прочтение классической «Бесприданницы» Островского), заметим, в этом году театр нарушил традицию начинать сезон «Поминальной молитвой»). 2 октября давали «Бориса Годунова» - восстановленное после двухлетнего перерыва, возвращённое к жизни любимое детище главного режиссёра Ефима Звеняцкого. Как говорит сам Ефим Семёнович, «Борис Годунов» сошёл со сцены потому, что массовка – студенты академии искусств – окончила обучение и разъехалась по городам и весям. Но вот подросли новые «статисты» - и спектакль вернулся. Сегодня, 3 октября, покажут также восстановленные «Три сестры» (роль Ирины исполнит молодая актриса Мария Лысенко, выпускница курса заслуженной артистки России Ирины Лыткиной. В новом сезоне в театре всего два «приобретения» - Мария и актёр Сергей Коврижных).

Спектакли, выбранные для начала сезона, весьма многозначительно указывают путь, которому будет следовать Приморский академический в этом году: классика, возможно, в новом прочтении, но всё же классика. И мюзиклы – куда же без них. В репертуаре остаются все любимые приморским зрителем спектакли: и «Забыть Герострата», и «Биндюжник и Король», и «Шут Балакирев», и «Трамвай «Желание», и многие другие.

Ефим Звеняцкий озвучил премьеры ближайших месяцев: 20-21 ноября увидим «Трёхгрошовую оперу» Гершвина, в середине декабря – «Старшего сына» Вампилова, также идут репетиции «Ревизора», а Ефим Семёнович всё больше склоняется к тому, чтобы вернуть на сцену «Филумену Мартурано».

Выбор премьер не стал сенсацией. Главреж Приморского академического не устаёт повторять: по его мнению, достойных пьес современные драматурги не пишут, всё или «чернуха», или «хиханьки», поэтому выход один – возвращение к классике, к советской и русской драматургии, к Шекспиру, к Теннесси Уильямсу… Заметим, залы театра всегда полны (и это несмотря на то, что ещё несколько лет назад Ефим Семёнович отказался от практики продажи билетов в школах и прочих средних учебных заведениях – «культпоходы» оборачивались омерзительным, отвратительным, в стиле «дома-два» поведением юной публики в зале), следовательно, поклонники Приморского академического в большей или меньшей степени разделяют эту точку зрения… К тому же классические вещи не устаревают, ставя перед зрителем проблемы вечные, заставляя размышлять, смеяться и плакать так же, как 20, 30, 100 лет назад…

Сказок и зрелищ


Однако Ефим Звеняцкий отлично понимает: молодое поколение актёров хочет эксперимента, новаторства, чего-то нестандартного… Ещё в прошлом году худрук выражал намерение пригласить молодого режиссёра для постановки некой «авангардистской» пьесы. И вот, похоже, намерение начинает обретать плоть и кровь. Как рассказал Ефим Семёнович, Станислав Васильев, режиссёр, поставивший на сцене Приморского академического спектакль «Тупик будущего, дом 7…», в этом сезоне сотворит нечто в современном стиле. Какая пьеса будет выбрана (в кулуарах довелось услышать мечты молодых актёров – «А вот бы это был Мартин Макдонах!»), будет ли она идти на малой или большой сцене – пока неизвестно. Но если есть решение – оно будет выполнено, это Ефим Звеняцкий доказывал не раз.

Практика привлечения режиссёров со стороны будет опробована и на детском репертуаре: главреж Приморского театра кукол Виктор Бусаренко поставит для маленьких зрителей театра имени Горького мюзикл «Сказка о царе Салтане». Напомним, Виктор Васильевич уже осуществлял подобную постановку в своём театре, и она была удачной. Кроме того, Бусаренко в прошлом сезоне порадовал зрителей мюзиклом «Кентервильское привидение», и это было феерическое зрелище, которое запросто можно посмотреть два, а то и три раза!

В роли режиссёров детских спектаклей также выступят актёры театра – Николай Тимошенко поставит красивую русскую сказку, название которой пока не разглашается, поработает для детей и Владимир Сергияков.

Приморский академический не забыл и о тех зрителях, что приходят в театр исключительно за зрелищем, – в этом сезоне нас ждёт новое, абсолютно новое «Шоу Ефима Звеняцкого». Вот уж где приверженец классики авангарда не боится! Как говорит Ефим Семёнович, новое шоу можно считать мастер-классом, номером высшего пилотажа: с актёрами работают такие известные в театральном мире специалисты, как главный балетмейстер московского цирка на проспекте Вернадского Евгений Шевцов, художник театра имени Ермоловой Андрей Климов, хореограф Ольга Полторак. Главной темой шоу станут современные аранжировки мегахитов прошлых лет, шлягеры из кинофильмов.

- Это не будут «Старые песни о главном», - говорит Ефим Звеняцкий, - ничего подобного! Это, если хотите, будет показ лучших достижений песенного искусства в сочетании с ультрасовременной хореографией, светом, костюмами…

Ну и самая важная новость для зрителей – в новом сезоне в зале театра будет усовершенствована система кондиционирования. А значит – свежие спектакли будут идти в струях свежего воздуха!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ