Владивосток-Урадзио: город один, названия разные

Выставку «Город, именуемый Урадзио», владивостокцам, к сожалению, увидеть не удастся. Она проходит в Японии, в городе-побратиме Владивостока – Ниигате. Готовясь отмечать 140-летие порта Ниигаты, руководство и творческая интеллигенция города обратили взоры

30 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2412 от 30 сент. 2008
4adabbeb03a66495ff72c86f6995da3f.jpg

Выставку «Город, именуемый Урадзио», владивостокцам, к сожалению, увидеть не удастся.

Она проходит в Японии, в городе-побратиме Владивостока – Ниигате. Готовясь отмечать 140-летие порта Ниигаты, руководство и творческая интеллигенция города обратили взоры на соседа – наш с вами родной город, ставший для Ниигаты своего рода воротами в Европу. «В» уже писал о том, как в течение двух лет приезжали в столицу Приморья работники художественного музея Ниигаты, работали в фондах Приморской картинной галереи, музея имени Арсеньева, галереи «Артэтаж-ДВГТУ», формируя экспозицию, которая, на их взгляд, отображала историю и культуру Владивостока.

А потом было торжественное открытие выставки в Ниигате – причём, что поразило приглашённых приморских коллег, мэр города не просто перерезал ленточку, а самым внимательным образом слушал экскурсовода, вместе с первыми посетителями (а всего за время работы выставку увидели тысячи японцев – афиши «Города, именуемого Урадзио» висели не только по всей Ниигате, но и в Токио) прошёл по залам, задавал вопросы…

- Приятно то, - говорит учёный секретарь музея имени Арсеньева Светлана МОСКВИТИНА, - что в экспозицию японские коллеги включили, например, экспонаты, которые хранились в японских музеях; личные вещи и фотографии семей японцев, которые жили во Владивостоке в начале прошлого века и сохранили о нашем городе самые светлые воспоминания. Это сделало выставку более личной, человечной… Нам бы очень хотелось показать «Город, именуемый Урадзио» во Владивостоке… Конечно, многие исторические события мы и японцы воспринимаем по-разному, но организаторы были столь тактичны и внимательны, что эта разница не бросалась в глаза.

Организаторы выставки и муниципалитет Ниигаты не поскупились, выставка, по словам российских гостей, была организована на высочайшем уровне.

- Мы посетили хранилища, - говорит Надежда ПРАНТЕНКО, главный хранитель Приморской картинной галереи, - и были не просто поражены, а от души позавидовали тем условиям, в которых хранятся экспонаты в Японии – и климат-контролю, и всем достижениям цивилизации, которые используются в музеях…

Можно только позавидовать и тому каталогу, который был издан к выставке. Приморские участники привезли его с собой и с гордостью демонстрировали – по каталогу можно судить о том, что больше всего интересует японцев в российской истории (годы советской власти и особенно перестройка), живописи (картины в стиле советского реализма и авангард)…

- Мы беспокоились, как всё это будет объединено в залах, - говорит Светлана Москвитина, - и, как выяснилось, совершенно зря. Выставка проходила в четырёх залах художественного музея Ниигаты, каждый из которых огромен. Экспозиция постоянно трансформировалась, но при этом была гармоничной, единой.

Приморские экспонаты выставки «Город, именуемый Урадзио» вернутся на родину в начале октября. И разойдутся по хранилищам. Впрочем, возможно, российские участники решат, что владивостокцы должны увидеть, каким предстал их город перед японцами. Было бы интересно взглянуть…