На штурм высоких технологий

Накануне празднования Дня машиностроителя Приморский край посетила заместитель председателя общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» Нелли Пиковская. Она побывала на приморских машиностроительных предприятиях и встретилась с

26 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2411 от 26 сент. 2008
54cd43a7cbce5c6db49001519392771b.jpg

Накануне празднования Дня машиностроителя Приморский край посетила заместитель председателя общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» Нелли Пиковская. Она побывала на приморских машиностроительных предприятиях и встретилась с корреспондентом «В».

- Нелли Леонидовна, с какими целями в прошлом году была создана общественная организация «Союз машиностроителей России»?

- Ещё совсем недавно мы имели передовые позиции в области авиастроения, космических и ядерных технологий, но с распадом страны практически всё это было утрачено. Несколько лет правового и экономического беспредела только усугубили этот процесс. Сейчас мы имеем устаревший станочный парк, который мало отвечает требованиям времени. Выход из ситуации только один – объединение. Что и было сделано по предложению Сергея Чемезова. Это человек, который очень рачительно и разумно подходит к вопросу развития отечественного машиностроительного комплекса. Ведь именно он был инициатором создания государственной корпорации «Российские технологии», которая сейчас является «становым хребтом» российской промышленности и той базой, на которой в будущем будут развиваться высокие технологии.

- Россия намерена сама развивать новые технологии или будет закупать их у иностранных партнёров?

- Уместно и то и другое. Не секрет, что по уровню технологий Россия сильно отстала от ведущих западных стран и нам сейчас нужно буквально штурмовать это направление. Не исключён и такой вариант, что кое-что мы будем закупать за рубежом и на основе этого развивать собственные технологии, а что-то будем создавать с нуля на собственной базе. Это касается станкостроения, машиностроения, разработки новых строительных материалов и многого другого.

- Как объединение машиностроителей отразится на экономике промышленных регионов РФ?

- Безусловно, возникновение такого союза - хороший импульс к развитию предприятий в регионах. Главное сейчас – это провести ревизию: что у нас есть в России, сколько заводов способно работать, сколько заводов требует переоснащения. Работающие предприятия в регионах улучшают экономические показатели, напрямую способствуя повышению уровня жизни людей. Особенно это заметно в тех регионах, где главы территорий понимают значение развития промышленности.

~~Справка «В»
Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России» создана 28 апреля 2007 года по инициативе генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергея Чемезова (ныне - генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии»). Основной целью деятельности союза является формирование стратегии развития отрасли, а также участие в формировании механизмов активной государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран. ~~

- Решение каких вопросов возлагается на региональные отделения «Союза машиностроителей России»?

- Местные региональные отделения – это предприятия, директора которых изнутри знают все плюсы и минусы своих заводов и знают, как решать стоящие перед производством задачи. Возьмите приморское региональное отделение, которое возглавляет Юрий Денисенко, директор Арсеньевской авиационной компании «Прогресс». Кто, как не он, знает, что нужно заводу? Возьмите других директоров крупных предприятий, входящих в состав регионального отделения, - когда такие люди объединяются идеей восстановления машиностроения на благо всего государства, это обязательно заработает. Союз машиностроителей на государственном уровне должен влиять на принятие законов и решений. Это здоровое, нормальное лоббирование своих интересов в положительном понимании этого слова.

Председатель «Союза машиностроителей России» Сергей Чемезов заявил, что государство должно принять пятую приоритетную программу реструктуризации и развития машиностроения. Может быть, среди остальных государственных приоритетных программ она не станет доминирующей, но то, что машиностроение должно стать основой экономики, - это безусловно. Как только заработает эта отрасль, будут реализованы в полной мере и другие программы. Образование – это вложение в будущее, а уже образованный человек принесёт экономике прибыль, работая в машиностроении. Вот такая зависимость.

- Что касается образования: есть мнение, что система профобразования находится в глубоком упадке…

- Работать на большинстве промышленных предприятий сейчас некому. Мы упустили профобразование, у нас практически нет высококвалифицированных рабочих. Вузы наготовили колоссальное количество юристов и экономистов, а знающего инженера среднего звена нет. В Советском Союзе была прекрасная система техникумов и профессиональных училищ, которые готовили необходимое количество специалистов. Сейчас «Союз машиностроителей России» будет пытаться решать эту задачу. К примеру, в том же Арсеньеве мы прорабатываем вопрос создания двух профессиональных училищ, которые в будущем будут готовить специалистов для авиастроительной отрасли. На краевом уровне мы планируем открытие профессионального колледжа по подготовке специалистов в судостроении, машиностроении.

- Объединение фирм в крупные холдинги и корпорации сегодня наблюдается во всём мире. Для чего это делается?

- Действительно, если взять те же Соединённые Штаты Америки, безусловно, промышленно развитое государство, то там можно наблюдать отход от принципов Форда. К примеру, были авиастроительные компании Lockheed, Boeing, которые выпускали свой продукт сами по себе. Сейчас есть только компания Boeing, которая занимается сборкой самолётов, а все сопутствующие производства вынесены за пределы завода. То есть Boeing работает по системе кооперации. Такая же схема работает и в Европе. Для этого там создана компания Airbus Industries, которая стала, по сути, огромным авиастроительным холдингом. Мы же пока только стоим на пороге этого. В России масса самостоятельных авиастроительных предприятий, несколько конструкторских бюро, и сейчас стоит задача объединить их, консолидировать усилия, оптимизировать затраты. К примеру, идёт речь о создании объединённого вертолётного конструкторского бюро, которое занималось бы проектированием вертолётов всех видов. То же самое относится и к предприятиям. Это позволяет выстроить стройную систему кооперации, когда всё оборудование будет производиться предприятиями-смежниками. Это породит здоровую конкуренцию, увеличит число рабочих мест.

- Какой вы видите роль государства в авиастроении?

- Я считаю, что самолётостроение никогда не «встанет на крыло», если главным заказчиком не будет именно государство. Сейчас отечественные авиакомпании не способны купить за свои деньги новый самолёт. Посмотрите, на чём мы летаем, – в основном это западный секонд-хенд! Другое дело, если заказчиком выступает государство. Заказ реализуется на одном из предприятий авиастроительной корпорации, затем самолёт передаётся эксплуатанту в лизинг, производители отвечают за качество продукта. Без воли президента и без участия государства ни одна подобная корпорация работать не сможет.

- 28 сентября мы будем отмечать День машиностроителя…

- День машиностроителя должен стать государственным праздником! Ведь широко празднуется День железнодорожника, День милиции, а День машиностроителя как-то проходил тихо и незаметно. Я желаю, чтобы приморское региональное отделение «Союза машиностроителей России» работало плодотворно. Чтобы предприятия машиностроения поднимались на ноги. У них - настоящая работа, из которой будет складываться благополучие всего Приморского края, всей страны. Я верю, что Россия поднимется, а машиностроение поспособствует этому. Здоровья, добра, благополучия и благоденствия. С Днём машиностроителя!

Автор: Подготовил Алексей СУКОНКИН