Недоступная красота

Бывает, о чём-то назойливо думаешь, а сформулировать никак не получается. Нужен, как говорят в таких случаях специалисты, спусковой крючок. Месяц прошёл, как я вернулся из отпуска с Южных Курил, с Кунашира, где две недели получал фантастические впечатлени

24 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2409 от 24 сент. 2008

Бывает, о чём-то назойливо думаешь, а сформулировать никак не получается. Нужен, как говорят в таких случаях специалисты, спусковой крючок.

Месяц прошёл, как я вернулся из отпуска с Южных Курил, с Кунашира, где две недели получал фантастические впечатления. Нет, я и раньше там бывал, раз, наверное, 15, но всегда на бегу, в коротких командировках. А тут две недели сплошного потрясения: вулкан Головнина с купанием в кипящем озере прямо в кратере вулкана, знаменитый вулкан Тятя, забраться на вершину которого у нас так и не хватило сил (поднялись только на боковой кратер Отважный), уникальный мыс Столбчатый, о котором залётные мастера культуры обязательно снимают очередное кино, бесчисленные горячие источники - дикие и окультуренные, встречи нос к носу с медведями, лисами, нерпами и т.д и т.п. И всю поездку не покидало ощущение, что ходишь не по земле (и не по вулканическому шлаку), а по золотым плитам. Потому что всё бес-плат-но! Включая и горячие источники. Каково это наблюдать приморцу, усвоившему, что каждый метр пляжа стоит безумных денег (кое-что об этом, кстати, читайте на сегодняшней полосе писем)? В Курильском заповеднике мне показывали пачки факсов со всей страны: «Хотим к вам приехать. Как это сделать?».

Никак. И не потому, что там погранзона, – пропуска можно сделать. А потому, что нет надёжного транспортного плеча. Крохотный самолётик – «Ан-28» может не летать по 5-6 дней из-за метеоусловий местного аэропорта, врезанного в склон ещё одного вулкана – вулкана Менделеева; мы и сами трое суток сидели в ожидании в южно-сахалинском аэропорту. Пассажирское судно из Корсакова ходит редко, и его вместимость тоже ограничена. А ещё ведь надо сезонников на путину завезти и вывезти. Вот и получается, что самые крутые (я в этом убеждён) в России чудеса природы недоступны желающим массам. Даже при условии, что эти массы готовы платить.

А как было бы патриотично! «На радость» японцам россияне массово проводят отпуска на Курилах. Увы...

А тут на днях на одном из местных телеканалов юная девочка-корреспондент, считающая себя, видимо, мастером журналистского расследования, пытается выяснить: куда делся с Дальнего Востока пассажирский флот? Да продали его, деточка, местные судоходные компании. И, заметь, правильно сделали, потому что во всём цивилизованном мире пассажирские перевозки морем (в отличие от круизного судоходства) убыточны и обязательно дотируются муниципалитетом, префектурой, штатом, краем, областью, государством, в конце концов. Коль скоро на Дальнем Востоке никто или почти никто, да и в Москве тоже, дотировать пассажирские морские перевозки на Дальнем Востоке не захотел – флот и продали. А что ж ему – работать в убыток? Или у причалов гнить? У нас вон уже два года официальные лица без устали обещают запустить пассажирскую линию вдоль приморского побережья до самой Самарги. И что? На это ж деньги нужны, причём бюджетные. Кто ж их даст?

А на Курилы, уважаемый читатель, обязательно постарайся выбраться – если, конечно, у тебя хватит сил, духа и терпения. Не пожалеешь. И поверь, что это круче всех Таиландов с Египтами, вместе взятых.