Увидеть день рождения Кореи. Увидеть бы вождя!..
Ничего более грандиозного, чем северокорейский «Ариран», я не видела в своей жизни! На огромном стадионе собрались 100 тысяч артистов (то есть две трети населения такого города, как Находка) для того, чтобы показать нам, чем живёт корейский народ…
Ничего более грандиозного, чем северокорейский «Ариран», я не видела в своей жизни! На огромном стадионе собрались 100 тысяч артистов (то есть две трети населения такого города, как Находка) для того, чтобы показать нам, чем живёт корейский народ…
Экран из людей«Ариран» проходит каждый год в день образования Корейской Народно-Демократической Республики уже больше десятка лет. Поскольку в этом году Северной Корее исполнилось 60 лет, праздничные мероприятия отличались особым размахом и шиком. «Ариран» - это представление, на котором выступающих больше или столько же, сколько зрителей. Готовятся к представлению около двух месяцев. В нём участвуют дети из всех школ и студенты абсолютно всех учебных заведений Пхеньяна.
Представление началось в восемь вечера. Но примерно без десяти восемь противоположная нам трибуна резко изменила цвет. За одну секунду масса народа превратилась в цветные полосы. Однако это был лишь фон, основные участники шоу только выходили на сцену. И вот началось…
Перед нами возник экран, на котором показали небольшой анимационный фильм (как они это сделали, для меня до сих пор загадка). Это была история о парне Ри Ране, который ушёл от возлюбленной в поисках лучшей жизни. Девушка ждала его 10 лет. Собственно, восклицание девушки: «А, Ри Ран!» и дало название представлению. Лейтмотив поиска и нахождения лучшей жизни лёг в основу всего действа.
И вот мы увидели волнующееся море – оно было создано из девушек, которые в руках держали воздушные синие платки… Потом на сцену вышли девушки с белыми перьями в руках. Они были в прекрасных платьях из лёгкой струящейся ткани. Девушки кланялись в пол и не смели поднять головы, и это означало феодальное рабство корейского народа. И вот появилась группа революционно настроенных молодых людей. На живом экране засияла звезда. На сцене появились девушки в блестящих золотых одеждах. Они тоже сложились в звезду. Это означало пришествие КИМ Ир Сена. Дальше нам показали огонь революции и реформы КИМ Чен Ира, то, как будет развиваться дальше страна.
Представление было грандиозное, красивое, но, если вдуматься в его смысл, иногда становилось жутко. Вот, например, вышли на сцену девушки в зелёных платьях. Они символизировали зелень, которой привык питаться северокорейский народ. И тут на сцену стали выбегать бычки, козы, курочки с яйцами, из которых вылуплялись цыплята. Они стали теснить траву. На живом экране появились колоски пшеницы и картошка. Всё это обозначало одно: «Спасибо товарищу Ким Чен Иру за его реформы».
Однако то, что северные корейцы собираются решить проблему продовольствия, - это только часть светлого будущего. Скоро в Северной Корее наступит эра новых технологий. Эту мечту в «Ариране» показали достаточно оригинально – тысячи одинаково одетых школьников заполонили сцену стадиона с металлическими обручами. Ну и последнее, что входит в планы северокорейского народа, - покорение космоса. Со всех сторон по небу начинают летать люди, «на земле» причудливые машины.
Ядерное оружие как защита от АмерикиОднако момент, который по-настоящему заставил испугаться, был в другой части. На сцену вышли парни в костюмах для борьбы и стали показывать свою молодецкую удаль (они залезали на лестницы и спрыгивали оттуда, ногой ломая серебристые дощечки).
- Так наш народ показывает американцам, что мы никого не боимся, - объяснила нам наш переводчик.
На живом экране мы увидели, как борются два мальчишки. Толстый и худенький. Вокруг стоят дети и смеются над этим поединком. И вот худенький мальчишка кидает на спину соперника и показывает ему язык. Этим корейцы хотели показать, что не боятся Америки и готовы вступить с ней в схватку. Нас, живущих неподалёку от Кореи, такая уверенность испугала – не хотелось бы, чтобы у нас под носом бушевала война.
- Мы не боимся США. У нас есть ядерное оружие, оно защищает нас, - заметила однажды наша переводчица.
Когда шёл «Ариран», 14-летняя Аня из Находки, выигравшая конкурс на знание Кореи, сказала:
- Как много в этом представлении участвует детей! Я бы хотела, чтобы у меня было такое детство, как у них.
Аня спросила, почему корейские дети любят свою родину сильнее, чем наши, ведь по идее все должны любить свою родину одинаково… Что мы могли на это ответить?
У вождя был инсульт, а мы и не зналиКстати, нас возили на праздничный концерт, который проходил во Дворце пионеров. Сто процентов номеров были либо о любви к Родине, либо о товарищах Ким Ир Сене и Ким Чен Ире, либо поставлены при участии оных. Больше всего запомнилась сказка о комариках и медведе, которую рассказал детям товарищ Ким Чен Ир. А суть сказки такова: на деревню, где живут разного рода зверюшки, собираются напасть малярийные комары. Все нормальные звери занавесили окна москитной сеткой, и только медведь решил, что сетка ему не нужна. В итоге его покусали комары и ему сделали укол из шприца, который был больше самого медведя. Понятно, к чему эта сказка, если учесть, что до этого дети разыгрывали сценку о пользе прививок. Вот оно, утилитарное искусство. Всё должно быть на пользу дела. Для нас, привыкших к сюрреализму и бессмыслице ради бессмыслицы в литературе, живописи и театре, такой подход был неожидан и нов.
На детском концерте я плакала. Там был один танцевальный номер, суть его такова: девочки играют на лугу, одна девочка приносит старую одежду, все смеются над ней, не подозревая, как тяжело приходилось девочкам, которые во время войны с Японией носили эту ветхую одежду даже зимой. А нынешним корейским детям очень повезло, потому что они могут носить тёплые и целые вещи. Для меня, человека практически не заставшего СССР, такой подход к праздничным концертам и праздникам показался диким. По телевизору крутят войну, на детском концерте вспоминают голод и страдание. Зачем эти чёрные пятна? Чтобы показать, что по сравнению с теми временами мы живём очень прилично? Хотя такой подход имеет свой эффект: поплакали, посмеялись, на душе легко и радостно.
Не менее впечатляющими, чем «Ариран», были праздничный парад и факельное шествие. Когда мы ходили по Пхеньяну, замечали, что во второй половине дня все жители куда-то идут.
- Они репетируют, - поясняли нам переводчики.
Поэтому было вдвойне интересно увидеть, что же нарепетировали корейцы. Парад проходил на площади под открытым небом. В нём участвовали около 70 тысяч человек, а смотрело его всего несколько тысяч. Почти полностью площадь заполнили люди, которые поднимали вверх то розовые, то красные декоративные цветы. Создалось впечатление, что мы смотрим на красно-розовое море. Во время «Арирана», парада, факельного шествия все с нетерпением ждали вождя. И мы, заинтересованные столь жарким почитанием корейцев, и наши корейские друзья, и даже швейцарцы, итальянцы, немцы, приехавшие поглазеть на экзотическую страну. Но… вождь не приехал. На параде и факельном шествии был какой-то генерал.
- Наверное, у него много дел, - сказал нам наш переводчик.
И только когда мы оказались во Владивостоке, узнали, что у вождя, по одной из версий, случился инсульт.
Автор: Анастасия Попова