Память нуждается в тренировке
В школе основной способ заучивания материала — зубрёжка, что не всегда способствует развитию памяти. Чрезмерная нагрузка не тренирует память, а ослабляет. Однако бесспорно, что память нуждается в тренировке. Учёные выявили, что информация лучше всего восп
В школе основной способ заучивания материала — зубрёжка, что не всегда способствует развитию памяти. Чрезмерная нагрузка не тренирует память, а ослабляет. Однако бесспорно, что память нуждается в тренировке.
Учёные выявили, что информация лучше всего воспринимается, если к ней возвращаться через определённые промежутки времени. Первый составляет 15-20 минут, что связано с особенностями кратковременной памяти. Если материал будет повторён не сразу, а через какое-то время он будет восприниматься как новый. Через два часа у человека включается другая, долговременная память, которая как бы проверяет, как хранятся полученные сведения и как их извлечь. Вернуться к выученному лучше всего через восемь часов и через сутки.
Особые трудности возникают при зазубривании множества формул и дат. Люди, не владеющие специальными приёмами обучения, могут быстро запомнить от пяти до девяти цифр, слов, понятий, формул и иных блоков информации, что соответствует объёму кратковременной памяти. Этого обычно бывает недостаточно, приходится тратить дополнительные усилия.
Прежде чем дать ученику самостоятельно выполнить задание, учитель обычно рассказывает, каким образом решаются подобные задачи. Но никому не приходит в голову объяснить, как надо учить стихотворение. Предполагается, что ребёнок умеет это с детства.
Одни люди лучше воспринимают увиденное или прочитанное (зрительный тип), другие — услышанное (слуховой), третьи — произнесённое вслух (двигательный). Совершенствуя память, лучше тренировать не те виды памяти, которые и так развиты, а любые другие.
Каждый человек в течение жизни вырабатывает собственную систему запоминания. Ярким примером классической мнемотехники является метод римского оратора Цицерона — выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице и использование их в качестве «вешалок» для запоминаемых сведений. До сих пор актуален метод великого римлянина, основанный на преобразовании информации в зрительные образы. А, например, писатель Даниил Хармс запоминал свой телефон так: 32-08 — 32 зуба и 8 пальцев.
Забавный метод сохранения информации изобрёл Марк Твен. Сначала он читал свои лекции по бумажкам, но вскоре понял, что первый закон риторики — контакт с аудиторией. Тогда он стал выделять в тексте главные блоки и мысли, а первую букву ключевого слова рисовать… на ногтях. Например, если речь идёт о природной памяти, то следует нарисовать букву П, а развивая мысль о том, как интеллект связан с памятью, — И, если говорить о школе — изобразим Ш и т.д. Такой подход позволяет организовать мышление, а пальцы превратить в шпаргалку. Всегда можно подобрать метод для себя.
Автор: Наталья АНТИПОВА