В деревне на каникулах

В последние августовские дни девчонки плакали. И Галина Александровна Куренкова тоже украдкой вытирала слёзы. Очень уж не хотелось им расставаться. Но невозможно навсегда забрать сразу десятерых воспитанниц детского дома, поэтому живут они в Михайловке то

5 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2399 от 5 сент. 2008
513506b63aafb2fcfab1c007b57fe353.jpg


В последние августовские дни девчонки плакали. И Галина Александровна Куренкова тоже украдкой вытирала слёзы. Очень уж не хотелось им расставаться. Но невозможно навсегда забрать сразу десятерых воспитанниц детского дома, поэтому живут они в Михайловке только летом, а в течение учебного года перезваниваются, названные родители иногда приезжают навестить своих девчонок в детдом № 2 Владивостока.

В этом детском доме 123 ребёнка, а рассчитан он на 105 воспитанников. Так что далеко не все государственные учреждения пустеют, брать в семью больших ребятишек желающих немного. Вот Тамара Николаевна Мясникова, директор, и устраивает их на лето. 18 человек обычно уезжают к родным бабушкам, 10 – к Куренковым, все остальные – в Славянку. Тамара Николаевна чрезвычайно благодарна командующему Тихоокеанским флотом, всем военнослужащим, которые с душой относятся к ребятишкам. Им выделили казармы, офицерскую столовую, причём сами офицеры летом питаются в матросской столовой. Возвращаются ребятишки, похожими на негров – загорелые и счастливые. И всё-таки, наверное, каждому воспитаннику хотелось бы поехать «домой», в деревню, где частенько проводят каникулы домашние дети.

Десять девчонок называют Галину Александровну по-разному: те, кто постарше, по имени-отчеству, маленькие – мамой, некоторые крёстной мамой. Атмосфера в этом доме удивительная. Как будто действительно собралась большая дружная семья.

Лена, Саша, Катя, Даша, Кристина… Всех сразу и не запомнишь. Как на такое решиться? «Ой, я сейчас заплачу. Лучше не спрашивайте, - говорит Галина Александровна. – Мне их так всех жалко». Она рассказывает, как познакомилась в монастыре в Линевичах с директором детдома, как увидела её воспитанников, которых опекала и немножко баловала матушка Варвара, как защемило у неё сердце, когда узнала истории детей. Вон Галя, к примеру, и две её сестрёнки. Отец погиб, мать бросила. В детском доме живут ещё трое братьев, причём старший иногда наведывается в Михайловку, он разрешает отправлять девочек на лето только в эту семью, которой очень доверяет. Галя уже большая, семиклассница, поэтому сдерживает слёзы, когда рассказывает, как встретилась недавно с матерью во Владивостоке, а та на неё даже внимания не обратила. Что на сердце у этих детей? Представить-то можно, а в душу всё равно не залезешь, до конца не поймёшь, как с таким грузом жить. Вот Куренкова и старается всех приголубить, ведь практически у каждой не простая история. Подбежала к нам Даша, и Галина Александровна сразу перевела разговор: «Твоя мама в командировке, ты правильно говоришь». Зачем крохе знать, что мамочка в тюрьме сидит.

К этим девчонкам прекрасно относятся все: глава семьи Александр Алексеевич, который, приходя с работы, становится похож на новогоднюю ёлку – вся детвора на нём виснет, дочка Наташа – студентка, которую девочки просто обожают, все родственники и соседи. Жалеют ребятишек, а, следовательно, по народной мудрости – просто любят.

Когда три года назад дети впервые приехали в Михайловку, они сразу почувствовали себя как дома и первым делом ринулись на огород. Однако старательных помощниц пришлось сначала многому учить, ведь они не могли морковку от укропа отличить. Теперь такие хозяйственные стали – с удовольствием пропалывают цветы, готовят. «А какие они трудолюбивые! – не скрывает эмоций Галина Александровна. – Может быть, в детдоме так хорошо воспитывают?». Пока мы разговаривали, сидя на крылечке, появилась ещё одна малышка с охапкой травы. «Видите, никто же не заставляет, а она полола и принесла траву курам». Жаль, пришлось этой семье отказаться от коров – содержать их по нынешним временам сложновато. Зато собака, кот и курицы пользуются повышенным вниманием детворы. Стоило заикнуться о фотосъёмке с птицами, как за загородку кинулись все. Одна из девчушек так нежно прижала к себе несушку, что стало понятно – очень уж хочется девочкам ощутить живое тепло, приласкать кого-то. «Вот поэтому из 26 цыплят только 13 выжили, - улыбнулась Галина Александровна, - залюбили остальных».

У Галины Александровны две родные сестры давно уже живут в Германии. Узнав о детдомовских ребятишках, прислали им в подарок массу красивых игрушек. Оказалось, что и у трёх сестёр, отдыхающих в Михайловке, тоже родственники в Германии. Бабушка и дедушка вроде и не против их забрать, но молодое поколение особого желания не проявляет, поэтому остаются девчонки в детдоме.

Хозяйка показывает мне дом – чистенько, уютно, красиво. Но ведь какие средства нужны, чтобы и о своих дочерях да внуке не забывать, чтобы отца-инвалида обихаживать да ещё десятерых девчонок каждое лето привечать? Она отмахивается: «Продуктами нас детдом обеспечивает, картошка да овощи со своего огорода, яйца от своих кур, собственная скважина есть – вода отличная. Нам всего хватает». Главное, конечно, в другом – у этих людей души хватает.

Тамара Мясникова, рассказывая о своих подопечных, обронила: «Когда всем хорошо, и мне хорошо». Галина Куренкова своё кредо не формулировала, она просто раскинула руки, и к ней бросились все десять девчонок. А одна из них прошептала: «Когда за нами приедут, я на чердаке спрячусь». «Хорошо, что предупредила, - улыбнулась «мама», - хоть буду знать, где тебя искать».

Автор: Галина Кушнарева Михайловна