Взгляд из Китая на сопку Заозёрную

Новый историко-познавательный туристический маршрут «На дальних рубежах России», созданный владивостокским турцентром «Афина-Паллада» прежде всего для школьников и студентов, сейчас пользуется особой популярностью. В эти дни, когда мы возвращаемся к собы

5 сент. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2399 от 5 сент. 2008
090945aaabe026cd74872c0e221c6d19.jpg

Новый историко-познавательный туристический маршрут «На дальних рубежах России», созданный владивостокским турцентром «Афина-Паллада» прежде всего для школьников и студентов, сейчас пользуется особой популярностью.

В эти дни, когда мы возвращаемся к событиям, произошедшим 70 лет назад в районе озера Хасан, у туристов появилась уникальная возможность увидеть приморскую сопку Заозёрную (по-китайски Чанкуфын) со стороны КНР: именно отсюда шли японцы. Посетить музей-мемориал Дахуангоу на местах сражений китайцев с японскими захватчиками. Он посвящён жертвам любой военной агрессии, и главный его лейтмотив звучит так: «Да упокоится прах погибших, чьи души не нашли Родины». Буквально на днях здесь побывали участники и победители четвёртого владивостокского конкурса «Гордость и слава России в символах», который турцентр традиционно проводит совместно с музеем им. В. Арсеньева.

~~Справка «В»
Хуньчунь (в переводе с маньчжурского - «Конец реки») в Яньбяне - Корейском автономном округе (провинция Цзилинь) - привлекает всё больше российских туристов, есть даже желающие здесь поселиться. Город чистый, комфортный, с широкими проспектами, зелёными газонами, развитой инфраструктурой, относительно дешёвыми и качественными товарами. Все вывески - на трёх языках: китайском, корейском, русском. До ближайшего российского посёлка Краскино – 15 километров, 20 минут езды на автобусе. Большая часть населения (здесь проживают свыше 220 тыс. человек) - корейцы и ханьцы. ~~

На стыке трёх границ

- Это поистине знаковое место. Здесь сходятся границы России, Китая и Северной Кореи (65 километров на юго-восток от города Хуньчуня), - говорит Наталья Чепелева, генеральный директор турцентра. – Эта земля имеет потрясающе интересную, подчас противоречивую и малоизвестную историю. И главная задача нового маршрута – познакомить приморскую молодёжь с приграничной и пограничной историей своего края, а также с историей наших соседей. Правдиво рассказать о Хасанских событиях, которые и 70 лет спустя изобилуют «белыми пятнами». Вспомнить героев поимённо и возложить цветы к монументу, на братскую могилу. Только так, изучая прошлое без «купюр», мы сможем воспитать в ребятах настоящее, подлинное чувство патриотизма.

В программе нового маршрута также посещение китайской погранзаставы. Знакомство с достопримечательностями Хуньчуня: старинным храмом Линбао, 20-метровым дворцом Дасюнбаодянь, лежащим золотым Буддой. Прогулка на озеро с лотосами.

Наталья Михайловна не случайно занялась детским туризмом. Бывшая учительница, она на собственном опыте убедилась, как не хватает нашим детям краеведческих знаний. Несмотря на то что школьный туризм – дело хлопотное и малоприбыльное (по сравнению с шопинговыми турами), она не намерена менять ориентиры. Новый маршрут «На дальних рубежах России» – лишнее тому подтверждение.

Сувенирный киоск на погранзаставе

Дорога из Хуньчуня на китайскую пограничную заставу заняла около двух часов. До места можно добраться гораздо быстрее, но как проедешь мимо камня мира на пересечении трёх границ, монумента героям сопротивления - тем, кто боролся против японских захватчиков. И как не сделать остановку, чтобы полюбоваться потрясающей красоты пейзажем?

Вспоминаются строки поэтессы Виктории Янковской. Вместе с семьёй она жила в Северной Корее, в имении «Новина» - по другую сторону Тумангана, после того как в 1922 г. покинула Приморье.

Там, вдали, на плоском побережье,
Бродит пограничник цвета хаки.
Между мной и ним река мережит
Синей ниткой земляную скатерть.
Мне преградою не эта речка,
Путеводные сгорели вехи,
И не перекинуться словечком
Со страной, где слёзы даже в смехе…

Действительно, с обзорной площадки, устроенной на крыше административного здания заставы, предстаёт потрясающей красоты картина. Вот она, река Туманная (по-корейски Туманган, по-китайски – Тумэньцзян), по фарватеру которой проходит 17,5-километровая граница между Россией и Северной Кореей. Пейзаж словно написан лёгкими акварельными красками. И даже ажурные пролёты 650-метрового железнодорожного моста, связывающего обе стороны, его не портят. Справа - Страна утренней свежести, слева – родная сторона. Совсем близко, кажется, только протяни руку…

К слову, первая попытка создать в долине пограничной реки Туманган анклав с особым международно-правовым статусом была сделана ещё в 1907 г., более ста лет назад.

Главное, чем поразила китайская погранзастава, - своей открытостью. Никаких проверок документов. Наш туристический автобус въехал прямо на её территорию. Кругом чистота. В глаза бросается гигантский красочный щит с панорамой реки, включая мост и наблюдательную башню. По парадной лестнице, обсаженной стройными ёлочками, поднимаемся на верхнюю площадку. Несколько пограничников наводят порядок, хотя, кажется, здесь и так всё блестит.

Новенькое двухэтажное здание под красной крышей, традиционная беседка в восточном стиле, баскетбольная площадка, аккуратные газоны с эмблемой серпа и молота, красной звезды. Всё по-хозяйски ладно, продумано. Здесь есть даже сувенирный киоск. Мне приглянулась там сапёрная лопатка...

Как пост Новокиевский стал Краскино

Новый маршрут «На дальних рубежах России» знакомит туристов со многими интересными страницами приморской приграничной истории. Сегодня мало кто из ребят знает, к примеру, что посёлок Краскино ведёт свою «родословную» с 1867 г., когда был создан военный пост Новокиевский (Ново-Киевское урочище). Здесь же в своё время находились управление и штаб 2-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, 2-я Восточно-Сибирская стрелковая бригада, 3-я и 4-я сотни первого Нерчинского полка Забайкальского казачьего войска. И таможенный пост.

Известно, что после оккупации Японией Маньчжурии в начале 30-х годов прошлого века и создания государства Маньчжоу-Го Страна восходящего солнца стала возводить в приграничной с Россией полосе руками бедных китайских крестьян мощные укрепрайоны, один из них - Хуньчунский. И регулярно устраивать вылазки против советских пограничников. На помощь последним всё чаще стали приходить части Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. Так, в одном из боёв в марте 1936 г., получившем название Хуньчунский, погибли Михаил Краскин, командир взвода РККА, три его бойца и пограничник Фёдор Крайнов. Именем последнего была позже названа застава «Карантин».

Героев с почестями похоронили в пос. Новокиевском (в 1939 г., после Хасанских событий, его переименовали в Краскино). В сквере установили обелиск. Он уцелел до наших дней.

Безвозвратные потери

Данные о потерях на любой войне, как правило, неполные. Даже если оставить в стороне политические спекуляции - а их с обеих сторон в 1938 г. было более чем достаточно. Согласно самой первой официальной информации в результате двухнедельных боёв у озера Хасан, с 29 июля по 11 августа, советская сторона потеряла убитыми 140 человек. Новейшие исследования (хотя и они не претендуют на истину в последней инстанции) приводят другие цифры: безвозвратные потери составили 960 человек, ранены были 2752 человека.

~~Справка «В»
В 1886 г. между Россией и Китаем было заключено Хуньчунское соглашение, согласно которому высоты Заозёрная и Безымянная принадлежат России. После боёв в районе озера Хасан 11 августа 1938 г. небольшой маньчжурский городок Хуньчунь стал местом встречи военных представителей Японии и СССР, которые подписали договор о перемирии, уточнили положение войск с обеих сторон, подтвердив, что государственная граница Советского Союза полностью восстановлена.~~

Как бы сейчас ни пересматривалась история Хасанских событий, какие бы новые акценты в ней ни расставлялись, нельзя вычеркнуть из памяти тех, кто своей кровью полил землю на сопках Безымянной, Заозёрной, на подступах к ним. Они навсегда останутся героями. 26 участникам боёв было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них лейтенант Алексей Махалин, это он с нарядом из 11 пограничников принял первый бой, когда в 2 часа 55 минут 29 июля 1938 г. две роты японцев атаковали советский пограничный пост на сопке Безымянной. После ожесточённой схватки в живых остались шестеро. Погиб и Алексей Махалин. В этом же ряду - капитан Михаил Бочкарёв, командир первого батальона 95-го стрелкового полка, который шесть раз поднимал бойцов в атаку под ураганным огнём противника.

95 бойцов и командиров были удостоены ордена Ленина, 1985 – ордена Красного Знамени. 4 тысячи человек наградили орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Также был учреждён специальный знак - «Участнику Хасанских боёв». Он вручался вместе с удостоверением и труженикам тыла, помогавшим войскам. Чтобы мы помнили о них. Во все времена.

Автор: Тамара Калиберова Николаевна