Физик-лирик. Лучший проект Константина Межонова

- Кем только я не мечтал быть в детстве, - улыбается, выслушав мой уже традиционный вопрос, Константин Межонов, заместитель главы администрации Владивостока. – Учитывая семейные традиции, думал даже о воинском поприще. Отец у меня военный, мама – педагог,

29 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2395 от 29 авг. 2008
8410e75aef9078b1370ed4cd30d70c74.jpg


- Кем только я не мечтал быть в детстве, - улыбается, выслушав мой уже традиционный вопрос, Константин Межонов, заместитель главы администрации Владивостока. – Учитывая семейные традиции, думал даже о воинском поприще. Отец у меня военный, мама – педагог, по бывшему СССР покидало-то нас немало, где только не жили.

Школу окончил я на Сахалине. К выпускным подумал, проанализировал – и приехал во Владивосток, подал документы в МФТИ имени Баумана (помните, приезжала тогда в Приморье приёмная комиссия из этого вуза). Мне нравились физика, математика, точные науки… Экзамены сдал хорошо и по баллам вполне проходил… Но на собеседовании мне сказали: извините, вы – сын военных, а мы целенаправленно берём ребят из Приморья, чтобы через пять лет вернулись они молодыми специалистами…

Конечно, было обидно немного. Но документы мои тут же передали на физфак ДВГУ – так и стал учиться, на третьем курсе выбрал специализацию «молекулярная физика». А знаете, - широко улыбается Константин Анатольевич, - документы на физфак оформляла мне моя будущая жена, Людмила! Она после первого курса как раз в приёмной комиссии работала! Так что, можно сказать, на входе в физфак судьбу свою встретил!

Правильно сделал – пошёл в учителя

- Молекулярная физика… Белые халаты, лаборатории… Вы, наверное, видели себя в будущем научным работником?

- Да, учился неплохо, занимался спортом, был даже чемпионом университета по плаванию… Но постепенно этот вид деятельности стал всё меньше привлекать… Да к тому же я был командиром строительного студенческого отряда «Тайга» - один из лучших, между прочим, ССО в крае был! У нас был свой знак качества.

- Да вы просто завидный жених были!

- Хм… (улыбается в усы). Не знаю… Ловеласом не был. Мы с женой в одном общежитии жили! Поженились - я на четвёртом курсе, Людмила училась на пятом. Стал задумываться о том, как семью обеспечивать - начал на кафедре подрабатывать лаборантом. Со стройотрядом мы много работали в крае на каникулах, а во время учёбы – в торговом порту. Помню, как-то цитрусовые разгружали… (улыбается).

- Навитаминились, наверное?

- Ох, - смеётся мой собеседник, - не то слово. С Михаилом Робкановым, директором порта, мы к тому времени уже были знакомы. И когда он узнал, что я – командир ССО, то спросил, сможет ли отряд помогать порту, когда приходит много судов и нужны дополнительные рабочие руки. Конечно, мы согласились. Работы мы никогда не боялись! В общем, денег с родителей никогда не тянул. Жили мы самостоятельно.

- А по распределению попали в Дальнегорск?

- Сначала туда по распределению попала Людмила, она на год раньше окончила вуз. А через год я поехал в этот город. Намеревался работать в ППО «Бор», я и диплом в его центральной лаборатории писал. На меня и заявка из «Бора» пришла, но опоздала. Ну что ж, решил я, год поработаю в школе, а потом – на завод.

- Так вот вас решение поработать в школе годик в итоге привело в кресло заместителя мэра Владивостока? Жизнь потекла по руслу образования?

- В этот кабинет меня привёл Игорь Сергеевич Пушкарёв, и вряд ли я согласился бы на предложение другого человека… А тогда, много лет назад, да, можно сказать, решение стать учителем изменило мою жизнь. В Дальнегорске мы с Людмилой прожили 15 лет, и все они были связаны с системой образования.

- Сложно было молодому учёному переквалифицироваться в педагога?

- Очень. Понимаете… Я пришёл в школу студентом, которого отлично снабдили теоретическими знаниями, но не научили методике. Выхожу к детям, начинаю выводить на доске формулы – и понимаю, что говорю на языке, который мои ученики не знают. Пришлось взять в руки учебники школьные, посмотреть, чего они там по химии, алгебре проходят… И стало ясно, что надо с небес на землю спускаться и объяснять на примитивном уровне, на пальцах…

Но знания мне пригодились (хохочет). Пол-Дальнегорска, в том числе учителя, учившиеся заочно, таскали мне свои контрольные по физике, математике… Я их как орешки щёлкал.

Методику пришлось постигать самому, в итоге всё получилось. Проблем с установлением контакта с детьми у меня не было… Знаете, бывает, идёшь по школе, когда окно в расписании, прислушиваешься – в одном кабинете шум и гам, дети разве что на портьерах не висят. А в другом – нормальная рабочая атмосфера. И здесь всё зависит от личности педагога. Дети оценивают преподавателя моментально и ведут себя соответствующе. Я сразу видел, кто в классе лидер. Есть ведь разные виды лидеров – одни преуспевают в учёбе, им должно быть интересно на уроке, другие – заводилы, склонные похулиганить, - их надо брать под опеку. Так вот и работал… Надо сказать, что мои ученики много лет со мной переписывались, я даже в соросовские учителя попал, а вы знаете, что соросовских педагогов отбирали по отзывам учеников, по опросам, которые проводились среди выпускников…

- Вы были единственным мужчиной в школе?

- Нет. Были трудовик, два физрука и учитель географии. Конечно, у меня сразу появились разного рода дополнительные обязанности – например, руководил лагерями труда и отдыха, занимался подготовкой школы к новому учебному году, возил ребят на военные сборы. Вот где пригодился опыт стройотряда! Вообще через некоторое время я понял, что решение пойти в учителя было единственно правильным. В лаборатории, среди пробирок, я, наверное, от скуки бы помирал. А здесь – живое общение, каждый день что-то новое, отличный коллектив, я до сих пор с коллегами поддерживаю отношения.

Не увязнуть бы в хозяйстве

- Вы прямо из учителей шагнули в руководители гороно?

- Почти. Просто помимо физики в школе я вёл астрономию и военное дело, а в то время военруки приравнивались к заместителям директора, поэтому периодически приходилось исполнять обязанности директора школы.

- Вам было 29 лет. Тяжело, наверное, такому молодому – и руководить людьми много старше себя…

- Сказал бы, что нетрудно – слукавил бы. Для меня в принципе возраст не имеет значения, важна только компетенция. Потому и пришлось нелегко - я хорошо знал только часть той работы, которой занимается руководитель городского отдела образования. Ведь помимо школ это ещё и дополнительное, и дошкольное образование, вопросы опеки и попечительства… Пришлось учиться на ходу, быстро, а главное – стараться не свернуть на стезю завхоза, не уйти в хозяйственную часть с головой.

Нужно было видеть перспективы, направление движения, внедрять инновации, идти в ногу со временем. Этим и занимался…

- Вы и в администрации края были достаточно молодым руководителем… Опять пришлось доказывать окружающим свою компетентность?

- Нет. Я уже многих знал по работе в гороно, с коллегами в управлении образования сложились прекрасные отношения. Хотя, конечно, не без бездельников. Как, впрочем, везде..

Восемь лет проработал в администрации края, сначала в команде Евгения Наздратенко, потом – Сергея Дарькина. И приобрёл колоссальный опыт – в плане собранности, режима работы, стратегического планирования… Последнее время работал проректором во ВГУЭС, был доволен этой работой. А потом Игорь Сергеевич, которого я знаю очень давно, пригласил в свою команду. Согласился не сразу, думал с неделю. В принципе, система мне известна, опыт есть, осталось изучить детали. Но так как Владивосток – город большой, то и деталей немало.

В нашей работе главное – планировать и ничего не выпускать из виду, если что-то упустил – жди оттуда беды. И подбирать людей – профессионалов, таких, чтобы бы лучше меня знали своё направление. А если говорить конкретно про систему образования, очень многое зависит от директоров школ. Это должны быть менеджеры, которые понимают, что жить по принципу «прошёл день – и ладно» просто нельзя. Нужно мыслить стратегически. Сегодня нельзя получать деньги за «классо-час» - только за знания, которые получают дети!

Я не хотел бы критиковать предыдущую команду, но сейчас нам приходится очень нелегко. Мы пришли в июне, нужно было успеть подготовить школы к 1 сентября… Да и других проблем немало.

- Те же детские сады, например…

- О да! У нас в очереди стоит больше детей, чем ходят в детские сады! Это полное безобразие! А сколько садов ушло из нашей системы, их раздавали – вернуть же не так просто. Где-то в бывших садах работают федеральные структуры, где-то уже появились добросовестные приобретатели… Но план действий есть, и он уже реализуется…

Попросят – проведу урок…

- Работа, карьера… А семья? У вас ведь уже появились дети… Вы учитывали мнение близких, когда принимали то или иное решение – например, перейти на работу в администрацию края?

- Дети были ещё малыши, а на жену в большей степени влиял я. Она работала программистом в ППО «Бор», но, вдохновившись моим примером, ушла в школу – стала учителем информатики. И тоже оказалось, что педагогика – это её! Буквально через год дети, которых жена учила, стали занимать призовые места на олимпиадах и конкурсах! Людмила до сих пор трудится в этой сфере – создаёт свои проекты. Сначала это была гимназия «Исток» в Дальнегорске, затем школа Pacific Line во Владивостоке, сейчас – интернат для одарённых детей Приморского края при ВГУЭС. Он бурно развивается, я этому очень рад.

Вот такая семья педагогов… Двое «ненормальных» (смеётся). Педсоветы на дому…

- Жена за вами как нитка за иголкой… У вас домострой дома или демократия?

- Как вам сказать… Решения принимаются коллегиально, но окончательное – всегда за мной. Кулаком по столу не стучу, правда.

- Говорят, что у родителей-педагогов на собственных детей времени не хватает…

- Вот чтобы такой проблемы не возникло, мои мальчишки всегда учились в тех школах, где работала жена. Чтобы были под крылом. Младший, Володя, по натуре – лидер. Пошёл было в обычную школу. И что? Пришёл домой, портфель швырнул – и на улицу. Вечером вернулся, полчаса на уроки потратил – а в дневнике одни пятёрки. Мало нагрузки, понимаете? И стали мы замечать, что лидерские качества его уходят в опасную область, на улицу, в компанию… Взяли – и перевели в «Исток». И тут-то он понял, что учиться надо всерьёз, знаете, как в науки стал вгрызаться?! Ого-го! На олимпиадах стал побеждать! Как приятно! Всегда хвалю своих мальчишек. И всегда с ними разговариваю. Даже когда дрались они, а что – три года разницы, как тут без конфликтов… Да, иногда срывался, наказывал, но всегда старался достучаться до Павла и Володи… И считаю, что мои парни – мой самый главный проект, который удался.

- Вы служили сыновьям примером?

- Не только я. Людмила очень сильно повлияла на парней – особенно в плане компьютерной грамотности, предприимчивости – в хорошем смысле этого слова. Мальчишки всегда были в центре школьной жизни. А Паша даже как-то от собственной предприимчивости чуть не пострадал. Отправили мы его в пятом классе в пионерский лагерь. А там затеяли экономическую игру. Ввели особенные «лагерные» деньги, расплачивались ими за работу, которую проделывали отряды, в лагерном киоске на эти «купюры» можно было купить сладости… Ну, Паша посмотрел эти «деньги», посмотрел – да и нарисовал себе, сколько надо… (хохочет). В лагере – инфляция, избыток денежной массы, дефолт… Стали разбираться – так на сына-то и вышли. А он – наивный, ребенок ведь еще, 11 лет, даже сразу не понял, почему так нельзя. Вот тогда в первый раз объяснял ему законы экономики. И уголовного права (хохочет).

- На решение сыновей «кем быть» вы влияли?

- Это обсуждалось на семейном совете.

- Есть ли какие-то принципы, которые вложили в вас мать с отцом и которые вы передали своим детям?

- Наверное, мама и отец научили меня главному – иметь стержень, характер, умение преодолевать трудности. Я ведь рано стал самостоятельным, в 16 окончил школу, в 16 поступил в ДВГУ, стал жить в общежитии… Если бы не стержень тот самый, наверное, не сумел бы постоять за себя, самоутвердиться… Вот это, надеюсь, и сумел передать своим детям. Не зря они – лидеры.

- Серебряную свадьбу вы уже отыграли. А сыновья уже привели невесток в дом?

- Нет пока. И слава богу. Да, у них есть девушки, но пока они меняются… Я парням своим часто говорю: по статистике 70 процентов браков распадается. Вы должны быть уверены, что не попадёте в это подавляющее большинство. Если ты женился, развод – это предательство, особенно по отношению к детям. Женитьба – это шаг, который нужно делать осознанно и с головой!

- Работа у вас весьма стрессовая. Как расслабляетесь?

- Выходных дней у меня мало – один. И то не всегда. А отдыхаю в кругу семьи, друзей. Два-три часа дружеского общения с сыновьями, например, - и ты уже другой человек. Что же касается стресса… Мне комфортно работать в этой команде. Я не заставляю себя идти на работу. Это очень много значит.

- Вы – физик, наверное, убеждённый материалист?

- Правду говорят, что все физики – лирики. Поначалу да, был материалистом. Но потом, с годами понял, что этого – мало… И я, например, за то, чтобы в школах появились основы православной культуры. Она ведь созидательная! Опыт регионов показывает, что там, где вводится этот предмет, уменьшается детская преступность, например…

- 1 сентября для вас – профессиональный праздник?

- И не только. Знаете, сколько у педагогов профессиональных праздников? Считайте! 1 сентября, 5 октября – День учителя, 8 Марта – а что делать, 90 процентов учителей – женщины, последний звонок, выпускной… Ого-го! Я переживаю за 1 сентября, уже говорил, времени у нас было мало на подготовку…

- А если попросят, сможете провести урок физики?

- Вот если прямо сию минуту – выйти из этого кабинета и войти в класс, то я бы не взялся. А если бы мне дали день на подготовку (а методической литературы дома очень много) – написать план, обдумать опыты (ведь физика – это не просто мел и доска), то запросто!

- Если вас попросят на празднике произнести тост…

- Я много жил на Кавказе – в Буйнакске, в Грозном – и потому о горе человеческом знаю не понаслышке. Так что я подниму бокал за мир! А всё остальное – сделаем!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ