Военно-Грузинская дорога
Большой Кавказский хребет. Именно через него проложена автомобильная дорога из России в Грузию и далее в Армению, Азербайджан и Аджарию. И проложена она в горной местности по землям Южной Осетии. В марте 1990 года на закате истории Советского Союза мне вы
Большой Кавказский хребет. Именно через него проложена автомобильная дорога из России в Грузию и далее в Армению, Азербайджан и Аджарию. И проложена она в горной местности по землям Южной Осетии.
В марте 1990 года на закате истории Советского Союза мне выдали «горящую» путёвку (ирония судьбы – «горящая» путёвка в «горячую точку»!) в грузинский санаторий Цхалтубо. Довольно быстро долетел до Минеральных Вод, затем доехал на автобусе до нынешнего Владикавказа (тогда носящего имя Орджоникидзе). А вот дальше тронуться не мог. По двум причинам. Во-первых, снежные лавины, сходившие с высоких гор, раз за разом заваливали Военно-Грузинскую дорогу и её дубль – Военно-Осетинскую дорогу через Цхинвали и Гори. А во-вторых, местные водители из числа русских и осетин отказывались ехать в Грузию: нам там не место, говорили они, грузины - жестокие люди - могут убить или покалечить, одним словом - опасно. Надо ждать автомобиль с грузинским водителем. Ни одна машина из Владикавказа не выезжала в сторону Крестового перевала, за которым уже на равнинах зелёным цветом буйствовала весна.
Мне повезло. Вечером за ужином в ресторане гостиницы «Интурист» я от всей своей широкой дальневосточной души угостил сидевшего за столиком мужчину. А потом и пожалился ему по поводу своей проблемы.
- Брат! О чём разговор? - сказал мне местный житель. – Завтра утром встречаемся у входа в гостиницу.
Утром мой новый знакомый сказал: «Только ради тебя - дорогого гостя из Приморья». И посадил меня в «Волгу». Её водитель в тот день оказался единственным шофёром, рискнувшим прорваться через Крестовый перевал. Потому что он был осетином. Причём женился на грузинке и жил с семьёй в Тбилиси. Во Владикавказ тбилисец приезжал на похороны родственника.
Мы тронулись по встречной полосе, объезжая стоявшие на протяжении многих сот метров грузовики, автобусы и легковушки. Гаишники предупредили: «Ребята, не рискуйте. Будут лавины снега пушками «спускать» в низины. Вас может засыпать. Это раз. Лучше следуйте за грейдерами. Впереди всей колонны пойдёт машина ГАИ, чтобы нормально въехать в Грузию. Это два».
Однако мы рванули по серпантину. Местами по гололёду, а местами и по завалам снега. Проезжали мимо разрушившихся построек царицы Тамары. Мимо стреляющих пушек. На подходе к Крестовому перевалу увидели заваленный снегом автобус, который сутками ранее рискнул выехать в Грузию. Стали яростно очищать подход к двери. Там были горнолыжники из Франции, а также русские водитель и переводчица. Выслушали слова благодарности и двинули дальше.
На другой стороне грузинские гаишники, ошарашенные нашей смелостью, дали нам «зелёную улицу» и по рации предупредили кого-то, чтобы нас не трогали. Поэтому мы спокойно ехали по весенней Военно-Грузинской дороге. И беседовали. Я допытывался у водителя, почему и откуда взялась ненависть друг к другу у братских народов. Он же мне ответил: «Грузины – не весь народ, а только его правители – захотели стать великой нацией. А это война. Счастья тебе, брат, на грузинской земле».
Прошло 18 лет, однако до сих пор непонятно, когда в окрестности Военно-Грузинской дороги вернётся мир.
Автор: Николай Кутенких Николаевич