Сказка жизни

Вы согласны с тем, читатель, что театр – это сказка? Нет? А вы вспомните, как в первый раз пришли в театр – маленьким… Как вас восхищало всё – от запаха кулис до невероятной красоты нарядов актёров. Как вы сразу же верили в то, что куклы на ширме – живые.

1 авг. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2379 от 1 авг. 2008
829c23de76c1b9b78a3ddaa252825419.jpg

http://i.vladnews.ru/f/1513/250.1c702ae207d545cf1afebc2b6ef3b612.jpg


Вы согласны с тем, читатель, что театр – это сказка? Нет? А вы вспомните, как в первый раз пришли в театр – маленьким… Как вас восхищало всё – от запаха кулис до невероятной красоты нарядов актёров. Как вы сразу же верили в то, что куклы на ширме – живые. Или в то, что Карлсон на сцене – настоящий… Вспомнили? Думаю, теперь вы не станете спорить. Театр – это сказка.

И ничего удивительного нет в том, что об этой сказке написали… сказку. Да, главный режиссёр Приморского театра кукол Виктор Бусаренко выпустил в свет небольшую, но просто изумительную книгу для детей «Алиса в Закулисье». О том, как маленькая девочка Алиса вместе с мастером Кукольником совершила путешествие по миру театра. Да-да, Алисе повезло – она попала туда, где делают кукол для спектаклей, узнала, какие бывают куклы – марионетки, перчаточные, ростовые и другие; что такое режиссёр, прогон… Легко и доступно Виктор Васильевич объяснил малышам тайны «закулисья», при этом ему удалось ни на йоту не развенчать ореол таинственности, который всегда окружает театр. А какой симпатичный словарик «театральных слов» помещён на последних страницах книги! «Алису в Закулисье» следовало бы читать каждому малышу, который хотя бы раз был в театре и от души, не щадя ладошек, аплодировал актёрам.

Следует вспомнить, что Виктор Бусаренко не впервые обращается к писательству. Все театралы города помнят его «Сундучок Мельпомены» – сборник баек, историй, шуток театрального Владивостока. Эта тоненькая книжица может рассмешить, но не только. В ней сохранены портреты тех актёров и режиссёров, которыми Владивосток до сих пор гордится по праву: Вадим Мялк, Андрей Присяжнюк, Евгений Шальников, Ефим Табачников, Игорь Лиозин и многих других. Всего-то несколько штрихов, а какие яркие образы!

Да, спектакли сходят со сцены, меняются актёры, но именно книга может рассказать читателю и зрителю о том, чем гордится театральная общественность Приморья и какие традиции несёт через десятилетия. Один из самых удачных примеров – книга Татьяны Батовой и Галины Островской «Образ жизни – театр». Вышедшая к 75-му юбилейному сезону Приморского академического театра имени Горького, она стала, с одной стороны, лучшим подарком, а с другой – своего рода скрижалью, на которую навечно занесены имена актёров и режиссёров Горьковки… И ведь это не первая книга, несколькими годами раньше вышла «Место проживания – театр». Обе эти книги на моих полках, например, занимают почётное место… Думаю, любой театрал как минимум их прочёл…

Книга и театр – как две стороны одной медали, как единая составляющая сказки – всегда идут рядом, иногда врастая друг в друга. Иногда театр становится книгой – путеводителем для самых маленьких, сборником баек или летописью… Но чаще книга становится театром – в самом прямом смысле этого слова. Правда, на этом пути больше опасностей. Ибо не всегда хорошая книга получает достойное воплощение на сцене.

Конечно, приятнее вспоминать хорошее. Например, постановки по мотивам «Трёх повестей о Малыше и Карлсоне» идут почти во всех театрах России, и Владивосток – не исключение. Одна моя знакомая, например, с улыбкой рассказывала, что смотрела «Малыша и Карлсона» в постановке Приморского академического театра имени Горького пять раз. Потому что её пятилетний сын проникся спектаклем, можно сказать, влюбился! «И знаешь, – улыбалась подруга, – мне и самой приятно смотреть, хотя я знаю каждую сцену уже наизусть!».

«Кентервильское привидение» – мюзикл с куклами и кордебалетом, поставленный в Приморском театре кукол, – ещё один прекрасный пример того, как книга проникает на сцену. Или неоднозначный, но, безусловно, интересный «Заводной апельсин» – спектакль театра ТОФ. Или камерный, но такой нежный и честный спектакль «Чем люди живы», сделанный Галиной Копыловой в театре молодёжи по произведениям Льва Толстого для детей.

А какой фантастический, потрясающий спектакль «Дядюшкин сон» имели счастье видеть приморские зрители совсем недавно – во время гастролей БДТ имени Товстоногова во Владивостоке? Не самая простая вещь Достоевского (всегда – и особенно в школе – считающегося «скучным писателем») продержала зрителя в напряжении все три часа, не позволяя ни на минуту отвлечься от происходящего на сцене.

Что ж, скажете вы, хорошая книга всегда будет хорошим спектаклем? Не факт, увы.

Любовь антрепризных команд к «осценичиванию литературы» не раз приводила к тому, что хорошее произведение выхолащивалось, превращаясь в поделку на раз, в проект, о котором завтра уже никто не вспомнит. Например, знаменитые романы Пэлема Вудхауза о Дживсе и Вустере в антрепризе просто потеряли свою истинно английскую прелесть, тонкую иронию и юмор. И даже искромётная игра Михаила Полицеймако и усилия Егора Бероева ситуацию не спасли. В чём тут дело? Может быть, в самой скоротечной сути антрепризы? Собрались, поиграли, сделали сборы – разбежались? Или в том, что, стремясь максимально развлечь зрителя, сценаристы забыли, что в книгах помимо смеха всегда есть что-то ещё… И это самое «ещё» осталось вне спектакля.

Может быть, книге не стоит проникать на сцену ради сиюминутного эффекта? Может быть, не надо обращаться к романам и рассказам – ведь столько прекрасных пьес есть на свете? Или внимание к современному роману, проявляемое театральными режиссёрами, вызвано тем, что у современной пьесы – кризис? Тот, о котором хорошо сказала сказала Алиса Фрейндлих: «У современной драматургии одна проблема – замах роскошный, читаешь, не можешь оторваться, и вдруг к концу – всё в песок. Такое впечатление, что они все знают, про что писать, но не знают, чем закончить. А ведь в финале должен быть взлёт! А тут… Я, мол, повесил на лампочку, а вы там разбирайтесь…».

Может быть, результат взаимодействия будет хорош тогда, когда есть настоящая цель: поговорить с пришедшими в зал о чувствах больших и важных, о проблемах и вопросах, которые тревожат умы… Словом, тогда, когда только эта книга может достучаться до души зрителя, когда только эти слова не дают режиссёру жить спокойно…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ