100 тысяч населения для Русского, или Город, в котором комфортно жить…
Вопрос миграции населения с территории Дальнего Востока связан с тем, что проживать в дальневосточных городах не совсем комфортно. Этот тезис звучит уже давно и с разных трибун. Поэтому тема одной из дискуссий, прошедших в рамках второго Тихоокеанского эк
Вопрос миграции населения с территории Дальнего Востока связан с тем, что проживать в дальневосточных городах не совсем комфортно. Этот тезис звучит уже давно и с разных трибун. Поэтому тема одной из дискуссий, прошедших в рамках второго Тихоокеанского экономического форума, – «Города, привлекательные для людей» – стала вполне естественной.
Как рассказал Юрий ПЕРЕЛЫГИН, председатель собрания учредителей Гильдии градостроителей РФ, Минрегионразвития, разрабатывая в прошлом году концепцию развития Сибири и Дальнего Востока, отметило три существенные проблемы, определяющие деградацию дальневосточных территорий. Первая – это то, что Дальний Восток очень отстаёт в развитии по сравнению с регионами соседствующих стран, которые ещё недавно были беднее российской дальневосточной территории (речь прежде всего о Китае и Южной Корее). Вторая – это то, что стоимость потребительской корзины дальневосточника стала неуправляемой. Товары повседневного спроса на нашей территории растут крайне быстро, а их транзит по стране по направлению юг - север куда дешевле, нежели запад - восток. Следовательно, на нашей территории и инфляция, которая рассчитывается в основном исходя из стоимости потребительской корзины, стала неуправляемой. И третье, чем обеспокоилось Минрегионразвития, – это то, что на Дальнем Востоке, как и в Калининградской области, усиливается тенденция разобщённости территории с центром, при которой теряется культурная идентификация.
Процессы, которые влияют на развитие российских городов, описал Владимир КНЯГИНИН, директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».
– Первая тенденция связана с изменением экономической специализации городов, – отметил Владимир Николаевич. – К примеру, кто бы мог подумать, что Санкт-Петербург станет городом по автосборке?
Однако, если переносить эту тенденцию на Владивосток, не совсем понятно, зачем, собственно, нам нужно менять свою экономическую специализацию и на какую? Может, порт закрыть? Конечно, хорошо бы, чтобы во Владивостоке появились новые виды производств, даже по той же автосборке, но говорить о кардинальном изменении специфики, наверное, всё же не стоит.
Другая тенденция – это инвестиционный рост в российскую экономику.
Да, на уровне страны он, безусловно, есть. Но по инвестиционной привлекательности Приморский край плетётся где-то в конце даже в сравнении с другими регионами Дальнего Востока. Хотя потенциал, может быть, и есть…
И третья тенденция развития городов связана с трендом сокращения численности населения во всём мире. И этот тренд не изменится в ближайшие 30 лет. Население будет концентрироваться в городах, урбанизация составит 95 процентов. К 2025 году мы вообще потеряем часть городов. Безусловно, эту тенденцию просто необходимо учитывать при разработке стратегий развития городов.
Более конкретные проблемы Владивостока и способы их решения обозначил его глава Игорь ПУШКАРЁВ.
К саммиту АТЭС Владивосток ждёт более 15 тысяч гостей, для которых будет построено больше десятка отелей. Однако их нехватку город ощущает уже сейчас. Например, в прошлом году Владивосток посетили менее 70 тысяч туристов, а даже три года назад их было около 150 тысяч. Владивостоку необходимо развивать объекты экологического туризма, прежде всего на острове Русском. Там необходимо очистить территорию и воды и запретить промышленное строительство. Привлекательность острова должна привести к тому, что с 5300 человек, населяющих Русский, население увеличится к 2020 году до 100 тысяч человек. Как отметил Игорь Сергеевич, работа по развитию индустрии гостеприимства уже начата, и планируется, что совокупный размер инвестиций (с участием частных) в ближайшие пять лет составит до 35 млрд. рублей.
Другое направление развития города – предоставление образовательных услуг, связанное прежде всего с амбициозным проектом по созданию федерального университета. Кроме того, должны будут решены проблемы с предоставлением жилья преподавателям и студентам, усиления мер безопасности иностранных граждан, с дошкольным образованием.
Третье направление связано с решением проблем продолжительности жизни населения. Необходимо привлекать в город как можно больше международных медицинских компаний и клиник. Этому, безусловно, будет способствовать строительство в рамках проведения саммита АТЭС в 2012 году многофункционального медицинского центра. По словам Игоря Пушкарёва, в медицинские проекты необходимо привлекать и частные инвестиции. И заинтересованные компании уже есть, администрация сейчас ведёт переговоры с некоторыми из них.
В общем, Игорь Пушкарёв назвал три базовые отрасли, которые необходимо развивать во Владивостоке, – это сфера гостеприимства, образование и медицина. Реализация проектов по их развитию даст около 250 тысяч дополнительных рабочих мест и увеличит в 4-5 раз доходы в местный бюджет.
Затронул Игорь Пушкарёв в своём докладе и перспективы развития транспортной инфраструктуры. Как он отметил, в этом году удалось в четыре раза увеличить финансирование ремонта дорожной сети Владивостока, на следующий год также запланировано продолжить эту тенденцию. В частности, в следующем году запланирован ремонт гостевого маршрута во Владивостоке. Нельзя забывать о портовой значимости города, для которой развитие дорог имеет огромное значение. Так как Владивосток является крупным логистическим центром, запланирована и реконструкция аэропорта, где каждый час будет садиться до 60 самолётов…
– На днях мы закончили нашу 8-летнюю работу, – сообщил главную новость глава Владивостока, – наконец-то была завершена работа над генпланом. Сейчас он будет направлен на утверждение в Минрегионразвития. В нём были учтены все замечания и краевой администрации, и Минрегионразвития, и Минобороны… Думаю, не позднее сентября он будет окончательно принят.
В связи с этим сообщением глава оптимистично заявил о предусмотренном массовом строительстве жилого микрорайона в районе Снеговая Падь, который решит прежде всего проблему расселения семей военных. В районе появится около 40 тысяч квартир. Вообще же задача муниципалитета при содействии жилищному строительству – максимальное снижение стоимости жилья во Владивостоке.
Автор: Татьяна Куликова Анатольевна