Бумажный поток наступает
Зашёл недавно по делам к знакомому нотариусу, поинтересовался: бумаг меньше стало? «Наоборот, прибавилось, и даже очень», – посетовал юрист. Проведя меня в соседнюю комнату, где на двух стеллажах возле стен хранились папки с архивными документами, он нагл
Зашёл недавно по делам к знакомому нотариусу, поинтересовался: бумаг меньше стало? «Наоборот, прибавилось, и даже очень», – посетовал юрист. Проведя меня в соседнюю комнату, где на двух стеллажах возле стен хранились папки с архивными документами, он наглядно подтвердил правоту своих слов. «Вот полстены занимают наши архивы за 1934 – 1994 гг., то есть за 60 лет, а полторы стены за 1996 – 2008 гг., – пояснил нотариус. – Раньше, например, в течение одного рабочего дня человек, получивший дом в наследство, мог оформить у нас соответствующие документы, потом в БТИ и при необходимости продать жильё новому домовладельцу, который, в свою очередь, тоже успевал получить необходимые документы. Причём за какие-то копейки. Сейчас на подобное и месяца не хватит».
Как тут не посочувствуешь клиентам. Но не в лучшем положении и сами нотариусы. Особенно после выхода в свет приказа Федеральной налоговой службы России от 17 сентября 2007г. № ММ 3 09/536, утвердившего приложение № 10, в том числе отчётную форму, которую сейчас нотариальные конторы предоставляют в местный налоговый орган при оформлении наследственных дел.
Я видел эту форму. Называется «Сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство». Около сотни пунктов и подпунктов на трёх листах, которые должен заполнить нотариус и отправить налоговикам. Подробные сведения о наследователе, о наследнике, наследуемом объекте недвижимого имущества и т.д. и т.п. Где-то наверху, видимо, кто-то подумал: «Вдруг ушедший в мир иной не оплатил при жизни положенные налоги. Пусть сделают это наследники». А в результате родился очередной бюрократический шедевр. Кстати, непонятно только почему нотариаты воспринимают его как документ, обязательный к исполнению. Минюст и ФНС – структуры разные. Говорят, так руководство решило. Объём же дополнительной работы огромный.
Иногда по одному делу о наследстве выявляются два, а то и пять законных наследников. И на каждого заполняется отчётная форма в налоговую службу на трёх страницах. Мой знакомый нотариус оформляет в год более одной тысячи дел о наследстве. Если по каждому проходит в среднем по два наследника, то для налоговиков нужно заполнить свыше 6000 листов. А сколько нотариусов в крае? Сотни! Так что только по одному этому направлению бумажный поток не на одну тонну тянет.
Или другой пример. В конце прошлого года после долгих лет работы в Средней Азии, куда были направлены ещё в юные годы при СССР, двое выпускников одного из наших вузов вернулись на родину. Как же встретила Россия своих соотечественников? Встретила хуже мачехи... Пришлось множество справок разных собрать, у многих врачей на приёме побывать, отстоять многочисленные очереди, затратить немало личных средств на положенную оплату услуг, чтобы получить разрешение на временное проживание, а затем российское гражданство в «упрощённом» порядке. Измотанные долгими хождениями по инстанциям и многочасовыми стояниями в очередях они с горечью признались: знали бы, что на родине их ждёт такой «тёплый» приём, переезжать, возможно, передумали бы.
Тем более что на прежнем месте были и положение, и достойная зарплата, и хорошее жильё.
Бюрократизм живуч. О его всесилии классики русской литературы ещё в XIX веке писали. С тех пор мало что изменилось. Бумажный поток продолжает наступать. И, видимо, ещё не одному поколению россиян придётся захлёбываться в его водоворотах...
Автор: Подготовил Пётр ВОЛКОВ