Владимир Быков: Живая музыка шансона возвращает нас к истокам

«История со смыслом», «маленькая жизнь», — говорят о шансоне его слушатели. «Эти песни слушают и любят так, что готовы воспеть наше радио», — утверждают руководители одной из самых популярных радиостанций Приморья, вот уже два года успешно работающей на м

24 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2374 от 24 июль 2008
7e4fb674dd940b0f3cad4549fd783d19.jpg

«История со смыслом», «маленькая жизнь», — говорят о шансоне его слушатели. «Эти песни слушают и любят так, что готовы воспеть наше радио», — утверждают руководители одной из самых популярных радиостанций Приморья, вот уже два года успешно работающей на медийном рынке края — радио «Шансон». Обратная связь со слушателями оказывается порой настолько сильной, что радио получает к своему дню рождения самый желанный подарок — песню. «…Отгоняя напрочь сон, на волне звучит «Шансон», уплываю от проблем на сто три и два FM» — эти строки, подаренные к двухлетию «Шансона», успели уже стать визитной карточкой самого душевного радио. Их автор и исполнитель, неоднократный участник и победитель творческих конкурсов радио «Шансон», певец, композитор, писатель и удачливый бизнесмен Владимир БЫКОВ сегодня в гостях у нашего корреспондента.


~~Справка «В»
Владимир Быков — известный приморский автор и исполнитель песен в стиле шансон. Автор таких ставших широко известными и любимыми слушателями радио «Шансон» хитов, как «Первомайка», «Бухта Тихая», «Форпост Владивосток». Автор трёх книг — «Охота на волков», «Капитан», «Городской шансон», лауреат премии Маяковского. Член Союза писателей России.~~

— Откуда берутся песни шансона? «В начале было слово». Ну а уже потом появляется музыкальная оболочка. Затем песню напеваешь, и получается новая работа. Как определить, удачна она или нет. Если я вижу, что сила искусства заставляет слушателей сопереживать, вижу, как у людей в душе загорается свеча, а блеск её пламени легко заметен в глазах, я понимаю: это хорошая песня. А энергетика, полученная от слушателей, возвращается к автору в немыслимой степени, давая силы вновь и вновь браться за перо.

Я заболел шансоном ещё в далёком детстве. В 70-х мы, мальчишки, могли часами слушать ВЫСОЦКОГО, ОКУДЖАВУ. Пытались невольно подражать им, этим простым по содержанию и очень ёмким текстам, в которые авторы вкладывали глубокий смысл, рассказывая о простых взаимоотношениях между людьми. Именно тогда, в детстве и юности, у меня и закладывался тот культурный фундамент, который необходим каждому человеку, то дерево вкуса, на котором потом выросли мои стихи, песни и книги. И именно это дерево вкуса научило меня в жизни отделять истинное от ложного, бутафорское от настоящего… Если бы я представил своё детство в виде фотоальбома с цветными фотографиями, я увидел бы босоногого мальчишку с удочкой наперевес, который идёт через перекат горной реки, а недалеко сидит большой и сильный человек, который также ловит рыбу — его отец. С ним никогда не бывает страшно. Отец скажет доброе слово, погладит по голове большой шершавой ладонью — и вот оно, счастье, и крылья за спиной вырастают, которым не страшен никакой перелёт.

— И что же такое шансон для человека с крыльями за спиной?

— В первую очередь это — песни со смыслом, песни о жизни, детстве, песни, возвращающие нас к патриотизму, к истокам вашей личной истории и истории страны.

— Как получилось, что вы создали прекрасную песню, ставшую гимном радио «Шансон»?

— Знаете, наверное, это моя скромная благодарность за их безупречный труд. Надо признаться, что, когда я еду на работу, я слушаю в машине радио «Шансон». Слушаю песни, получаю информацию о пробках, слушаю хорошие, подчёркиваю, позитивные новости. Последнее очень важно, ведь все мы устали от негативных новостей. Как хорошо, что на «Шансоне» их нет: включая это радио, я знаю, что получу лишь положительные эмоции.

Текст песни про радио родился ночью. Я работаю только по ночам, когда могу полностью погрузиться в творчество, окунуться с головой в волшебный мир песен, в этот хрупкий и тонкий мир. Шёл сильный дождь, и сами собой стали рождаться слова «дождь всю ночь как из ведра…». Дорогие сердцу слова выплыли сами, казалось бы, из самого сердца дождя… Ведь шансон всегда возвращает нас к истинному.

— Не секрет, что для радиоэфира выбирают песни, отличающиеся не только хорошими стихами и музыкой, но и отличным качеством звучания. Откуда в ваших песнях настолько хорошее качество звучания, не уступающее столичному?

— Секрет отличного звука — это хорошие инструменты, качественное студийное оборудование и грамотный, талантливый звукорежиссёр. Мне повезло: мои песни всегда записывает Константин ВЯТКИН, в прошлом — музыкант-клавишник, много лет назад работавший вместе со мной в группе «Баллада». Сегодня на его студии есть редкие инструменты ручной работы выпуска 70-х годов, на которых вполне могли играть Beatles и Led Zeppelin. Почему я люблю старые гитары? Они сделаны из дерева. Это натуральный инструмент, изготовленный из дерева и извлекающий натуральный звук. Это естественный инструмент, так же как и бумажная книга. Сегодня, к сожалению, они всё чаще заменяются электронными, искусственными аналогами и в результате становятся неживыми, теряется душа звука, душа мысли… К примеру, после 70-х гитары стали усовершенствовать, звук становился всё более электронным, и потерялась неуловимая нежность гитарного звучания. Она как запах цветов. Разве мы можем ощущать постоянно запахи утренних цветов? Он улетучивается уже к 9 часам утра. Но если мы встанем на рассвете, мы можем почувствовать еле уловимый аромат истинного, увидеть, что за обычным миром прячется совсем иной, сказочный мир.

— Кстати, про гитару. Когда вы были в эфире радио «Шансон» и разыгрывали гитару с вашим автографом, вы задали радиослушателям вопрос, как звали прапорщика КОМАРОВА. Откуда у человека с экономическим образованием такой интерес творчеству, к истории Приморья?

— Перед вами лежит ответ на этот вопрос — написанная мной книга «Городской шансон». В ней есть рассказ «Царь ночи» — об освоении и строительстве Владивостока, о значении личности прапорщика Комарова в истории Приморья. Я написал его, потому что меня лично задевало, насколько неправильно многие историки трактовали образ Комарова, называя его почти алкоголиком, а ведь этот человек ровно за год построил пост Владивосток! И именно в этот день он был снят с должности командира поста.

Помимо восстановления исторической справедливости я хотел, чтобы люди знали, кто такой прапорщик Комаров. Ведь многие из нас не знают даже его имени и отчества! История края — это очень актуальный вопрос сегодня, потому что только человек, знающий свою историю, уверенно смотрит в будущее.

— Насколько важна для вас сегодня ваша ночная, тонкая жизнь, отличная от будничной, дневной, материалистичной?

— Творчество — это моя настоящая жизнь. Я отключаю телефоны, сажусь в кабинете и понимаю, что я могу сегодня сделать, исходя из настроения, вынесенного после рабочего дня. Это настолько увлекательное ощущение: в моих силах сделать героев моих книг богатыми и щедрыми, добрыми и свободными… Если не пишется книга (а я сейчас одновременно работаю над пятью произведениями), то я беру в руки гитару — и рождается песня. Поверьте, в моём сердце и мыслях уже написаны сотни песен, осталось только их материализовать, произнеся вслух строки и сыграв мелодию. Мысли, идеи — это эфир, который постоянно блуждает по комнате, его нельзя потрогать руками, но проходит время, и он воплощается во вполне материальную вещь — диск или книгу. Поэтому я верю: мысль материальна.

— Большой жизненный и творческий опыт позволяет вам оценить то, что действительно важно. На каких трёх китах сегодня основывается ваша жизнь?

— Прежде всего, когда ты занимаешься творчеством, желательно, чтобы ты не думал о хлебе насущном. Нужно быть свободным, чтобы полностью отдаться творчеству. Второе — это здоровье. Когда человек здоров, он счастлив. И третье — благополучие в семье, когда всё в порядке у твоих близких. Когда эти три кита плавают в бухте Тихая и пускают в небо фонтанчики, тогда хочется писать новые песни. В этих песнях всё будет только светлое, доброе, значимое, то, за что не будет стыдно и что захочется подарить слушателям. Ведь дарить подарки гораздо приятнее, чем их получать.

Автор: Мария ЯСЕНКОВА