Свою землю надо отстаивать
Очередной виток эскалации напряжённости произошёл на минувшей неделе в отношениях между двумя соседними с российским Дальним Востоком государствами – Японией и Республикой Корея. Причина банальна и не нова: территориальный спор и трактовка истории.
Очередной виток эскалации напряжённости произошёл на минувшей неделе в отношениях между двумя соседними с российским Дальним Востоком государствами – Японией и Республикой Корея. Причина банальна и не нова: территориальный спор и трактовка истории.
С плохо скрываемым гневом и откровенной неприязнью южнокорейская пресса рассказала о том, что в Японии вышло официальное, одобренное государственными образовательными структурами учебное пособие для средней школы, в котором (впервые в новейшей истории) утверждается: не только «северные территории» (группа из островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Малой Курильской гряды), но и острова Докдо в южной части Японского (как его называют в Корее - Восточного) моря являются неотъемлемыми частями Страны восходящего солнца, незаконно оккупированными по итогам Второй мировой войны. Южные Курилы должны быть отнесены к губернаторству Хоккайдо, а острова Докдо (по японской версии Такэсима) – к префектуре Симанэ.
Об истории с Южными Курилами россияне более или менее осведомлены; что касается истории Докдо, то она для многих – тёмный лес. Хотя минувшей осенью корреспонденты «В» - едва ли не первыми из иностранных журналистов – побывали на Докдо и рассказали нашим читателям об этих крохотных островках, которые, тем не менее, считаются в Корее одним из символов национального возрождения.
В Азии – особенно остро это ощущается в Корее и Китае – не забыли и не простили того, что творила здесь Япония в первой половине прошлого века. Беспрерывная череда колониальных
войн, аннексий, откровенно оккупационных действий, доходящих порой до прямого геноцида местного населения, – всё это осталось элементом национального сознания в странах, которые Япония (аналогично гитлеровской Германии) рассматривала частью своего жизненного пространства. И потому любые попытки официальных властей островного государства отлакировать или просто переписать историю встречают самый живой и массовый протест. Достаточно вспомнить массовые погромы японских магазинов, прокатившиеся несколько лет чуть ли не по всему Китаю и ставшие ответом на «современную» трактовку японскими учебниками истории Второй мировой войны в Азии.
Нынешний конфликт начался минувшей весной, когда Министерство просвещения Японии обнародовало решение включить в тексты учебников истории для средней школы упоминание об «исконных японских территориях». Сеул отреагировал на новую токийскую инициативу незамедлительно. В МИД Республики Корея вызвали японского посла, от которого потребовали разъяснений: как понимать решение министерства просвещения? Япония прислушиваться к «внушениям» не торопится. Более того, министерские чиновники намекнули: в ближайшее время в учебниках появится пояснение и по другим спорным островам - Сенкаку, расположенным в Южно-Китайском море. Официально они под контролем Японии, но Китай считает их своими и называет на свой манер - Дяоюйдао. Если эта земля будет объявлена в школьных книгах «исконно японской», последует резкий протест из Пекина. И японцам придётся распрощаться с идеей совместного освоения газовых месторождений в районе.
Но сегодня речь о реакции Кореи. После того как на минувшей неделе японское решение о «существенных добавлениях» в школьные учебники воплотилось в жизнь, в Сеуле (и других корейских городах) поднялась буря негодования. У стен японского посольства и консульств появились многочисленные пикеты, а в сторону зданий, осенённых белым флагом с красным кругом посредине, полетели тухлые яйца и помидоры. С соответствующими и весьма резкими заявлениями выступили ключевые корейские политики и депутаты парламента.
Понятно, что экономические и иные связи между двумя государствами чрезвычайно крепки и продолжают интенсивно развиваться, и ожидать, что на этом фоне возможны какие-то резкие дипломатические (типа отзыва посла) или другие действия, было бы наивно. Но жёсткость обозначенной позиции, не декларируемые, а реально проявляемые сплочённость и единство государственной власти и народа однозначно дают понять: Республика Корея будет отстаивать свою позицию до конца и бескомпромиссно. В этой стране вообще не понимают, о какой территориальной проблеме идёт речь. Проблемы никакой нет: есть чётко и ясно обозначенная линия государственной границы, есть однозначная территориальная принадлежность тех или иных островов, и обсуждать здесь абсолютно нечего.
…Действия наших южных соседей вызывают искреннее уважение. Россия, к сожалению, пока что никак не обозначила своей позиции по отношению к очередному, скажем так, не совсем корректному шагу со стороны Японии. Нам не довелось услышать о заявлениях отечественного МИДа, о массовых акциях протеста на Сахалине и Курилах. Можно, конечно, это трактовать как соответствие известной поговорке: собака лает – караван идёт. Тем более что сегодня государство наконец-то повернулось к Южным Курилам лицом, в острова вкладываются гигантские федеральные средства, идёт активное строительство самых насущных объектов инфраструктуры (об этом «В» тоже подробно рассказывал – не далее как в номере за 4 июля сего года).
И тем не менее хотелось бы – особенно нам, живущим на Дальнем Востоке, - более чётких и ясных оценок. Ведь в этом вопросе, как, впрочем, и во многих других, мы с Республикой Корея абсолютно солидарны.
Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»