Маршрут нефтепровода изменили аисты
Внимание, проявленное проектировщиками и строителями нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» к экологическим аспектам, заслужило в основном одобрительную реакцию научной общественности. По крайней мере, такое впечатление сложилось по итогам «Круглог
Внимание, проявленное проектировщиками и строителями нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) к экологическим аспектам, заслужило в основном одобрительную реакцию научной (и в том числе экологической) общественности. По крайней мере, такое впечатление сложилось по итогам «Круглого стола», проведённого по инициативе «Транснефти» во Владивостоке в минувший четверг. В нём приняли участие проектировщики и строители ВСТО, ведущие учёные ДВО РАН, экологи.
Первым делом вице-президент «Транснефти» Анатолий БЕЗВЕРХОВ рассказал, что комплексная экологическая политика – один из важнейших приоритетов компании. Он сообщил, что при строительстве спецморнефтепорта в Козьмино будет использоваться не только российский, но и зарубежный, в частности японский, опыт. «Хотя по многим параметрам мы находим состояние японских портов худшим, чем российских, у них очень высокая замазученность», – добавил Безверхов. Начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования компании «Транснефть» Елена РАДЧЕНКО рассказала о том, что при трассировке нефтепровода было учтено множество соображений экологического и общегуманитарного характера. Так, решено перенести «трубу» от Хабаровска вниз по течению Амура (хотя это и увеличило стоимость проекта), чтобы исключить опасность заражения дальневосточной столицы. В ряде городов Еврейской автономной области - Облучье, Бире, Теплоозёрске – трубопровод отодвинули за границу «зелёных зон».
Более того, были уникальные примеры того, как маршрут трубопровода менялся из-за обнаруженного на его предполагаемом пути гнезда дальневосточного аиста или точки произрастания венерина башмачка. Были учтены места расположения особо охраняемых природных территорий. Строители нефтепровода открыли ряд археологических памятников, каждый из которых «труба» тоже обойдёт стороной.
Впрочем, никто и не ожидал услышать от представителей «Транснефти» саморазоблачающих откровений. Гораздо показательнее, что высокую оценку экологической политике трубопроводной компании вынесли и независимые эксперты – представители академической науки. Директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН академик Пётр БАКЛАНОВ напомнил времена строительства Байкало-Амурской магистрали - сопоставимого по масштабам проекта – и сообщил, что тогда экологическим вопросам уделялось «на порядок меньше внимания, чем сейчас». А вышеприведённый пример с гнездом аиста Пётр Яковлевич даже предложил включить во все учебники по экологии.
В том же ключе высказался и директор Института биологии моря ДВО РАН академик Андрей АДРИАНОВ, заостривший внимание на вопросах экологической безопасности акватории в районе Козьмино - конечной точки ВСТО. По словам Андрея Владимировича, учёные ИБМ провели комплексное обследование данного района, которое позволит теперь выявлять все малейшие изменения. «Я бы отметил взвешенный, ответственный подход «Транснефти», проект проработан с точки зрения минимизации воздействия на окружающую среду, – считает Андрей Адрианов. – Если исходить из той данности, что где-то на приморском побережье должны располагаться конечная точка нефтепровода и нефтепорт, то, действительно, Козьмино – это оптимальный выбор». Маршруты супертанкеров будут проходить на достаточном расстоянии от особо охраняемых природных территорий и акваторий, в том числе единственного в стране государственного морского заповедника, на подходах к Козьмино отсутствуют такие дополнительные опасности, как острова и отмели. Акватория позволяет крупнотоннажным судам безбоязненно маневрировать, да и строится нефтепорт не в девственно чистом районе, а неподалёку от действующих находкинских портов. Однако академик Адрианов считает необходимым наладить систему дальнейшего экологического мониторинга, потому что балластные воды супертанкеров чреваты серьёзными проблемами: в них могут присутствовать опасные для человека и других животных микроводоросли, обрастатели гидротехнических сооружений, различные вирусы и бактерии.
В целом достаточно комплиментарно высказались и экологи, хотя у них остаётся к «Транснефти» несколько замечаний. Директор национального парка «Зов тигра» Юрий БЕРСЕНЕВ отметил, что остаётся проблема Шкотовского водозабора: если не передвинуть маршрут нефтепровода хотя бы на несколько километров, то при утечке нефти Владивосток и Артём могут лишиться «единственного питьевого водозабора с нормативно чистой водой». Кроме того, говорит Берсенёв, «когда-нибудь эксплуатация трубопровода прекратится, и в грунте останутся ржаветь трубы с остатками нефтепродуктов на стенках». Эколог предлагает особо предусмотреть в проекте, чтобы хотя бы в районе водозабора эти трубы потом извлекала сама «Транснефть», а не «металлисты». Кроме того, Юрий Берсенёв предлагает привлекать к охране трубопровода егерей соответствующих охотхозяйств, а не «левых» людей со стволами: «...тогда не будет конфликтов и браконьерства».
Директор Дальневосточного филиала Всемирного фонда дикой природа (WWF) Юрий ДАРМАН передал «трубопроводчикам» изданную экологами книгу, в которой указаны все леса высокой природоохранной ценности, по территории которых может проходить система ВСТО, и попросил учесть эти данные при дальнейшей корректировке трассы. Кроме того, Дарман предложил руководству «Транснефти» создать в Приморье несколько новых особо охраняемых природных территорий: «Суммы небольшие, это дешевле, чем изменять маршрут, так пусть эта труба будет знаменита тем, что благодаря ей в Приморье появился новый природный парк! Помогите вашим влиянием и средствами, если уж краевая администрация не идёт нам навстречу...». Кроме того, Юрий Дарман рекомендовал особое внимание обратить на прохождение нефтепровода через реки: «Нельзя допустить ни капли утечки нефти в реки, тем более в трансграничные воды».
Автор: Василий Авченко Олегович