Генплан Владивостока: три года «несрастания»
Об очередном переносе принятия Думой Владивостока нового Генерального плана развития города объявил в минувшую пятницу спикер Валерий РОЗОВ в ходе специально собранной для этого пресс-конференции. Теперь принятие Генплана откладывается до 15 сентября, а п
Об очередном переносе принятия Думой Владивостока нового Генерального плана развития города объявил в минувшую пятницу спикер Валерий РОЗОВ в ходе специально собранной для этого пресс-конференции. Теперь принятие Генплана откладывается до 15 сентября, а последней датой, озвученной полпредом Олегом САФОНОВЫМ, было 15 июля. По словам Розова, о новой дате принятия Генплана министр регионального развития Дмитрий КОЗАК уже доложил председателю правительства РФ Владимиру ПУТИНУ. Председатель гордумы неоднократно подчеркнул: депутаты не виноваты в том, что город до сих пор не имеет Генплана, несмотря на обвинения неких СМИ. «Ни одного листа документации, текстовой либо графической, в Думу Владивостока на сегодняшний день не поступило», - заявил спикер гордумы.
Не виноватые мы…Отметив, что Генплан депутатам на утверждение должна представить городская администрация, Валерий Розов поддержал, тем не менее, главу города Игоря ПУШКАРЁВА и специалистов строительного департамента краевой администрации, которые ответственно отнеслись к документу и настояли на переносе: только в краевой администрации в Генплан было внесено 111 поправок и исправлений. По словам спикера, «это может говорить только об одном – документ не в той стадии, чтобы его представлять на утверждение думой, то есть совершенно не готов».
Спикер поделился воспоминаниями: «Когда я был избран депутатом гордумы, меня больше всего удивили три вещи. Город жил без бюджета, без муниципального правового акта о бюджетном устройстве и без Генплана. Тогда каждый делал что хотел, брал деньги на что хотел. Мы до сих пор не знаем, где брали деньги на финансирование разработки Генплана. Между тем с 2004 года на это уже потрачены миллионы рублей – по 8-15 миллионов в год, только в 2008 году на Генплан в бюджете запланировано 29 миллионов рублей. Если он уже готов, зачем такие деньги? Если на то, чтобы его принять, то в этом нет нужды».
Розов напомнил, что на выездном совещании, которое министр регионального развития Дмитрий Козак провёл во Владивостоке в конце июня, было отмечено, что Генплан должен быть принят в соответствии с 25-й главой Градостроительного кодекса РФ. В ней чётко прописан порядок принятия важнейшего документа. Сначала город должен распределить все зоны и объекты. После этого документ отправляется на согласование в администрацию края. Затем необходимо определить границы города и его округов. Наконец, должны последовать общественные слушания. Они носят рекомендательный характер, хотя обязательны для проведения, подчеркнул Валерий Розов.
В Генплан должны быть включены объекты для проведения саммита АТЭС 2012 года, который пройдёт на острове Русском. На острове на средства федерального бюджета намечено создать современную инфраструктуру, без Генерального плана строительства Владивостока строительство многих из этих объектов не начнётся, объяснил Розов. Между тем 24 июня Николай АШЛАПОВ, генеральный директор «Дальневосточной дирекции Росстроя РФ», созданной специально под объекты АТЭС, заявил: «Практически отсутствие нового Генерального плана не скажется на сроках строительства объектов саммита, так как его строительство ведётся в рамках действующего Генерального плана 1996 года».
Валерий Розов отметил также некоторые конкретные проблемы, затрудняющие принятие Генплана: «Необходимо согласовать территориальные границы городского округа с близлежащими территориями – Артёмом и Хасанским районом». Кроме того, в документе не прописаны и не согласованы энергетические объекты саммита: «Пока велись межведомственные согласования, участки земли под эти объекты были проданы».
Комментарии федераловНекоторые моменты в высказываниях председателя требуют пояснений, в частности, упоминание о визите полпреда Сафонова. В середине апреля Олег Сафонов провёл во Владивостоке краткое совещание по Генплану города, который, по словам полпреда, должен был быть принят ещё 29 марта. Ввиду череды недавних арестов, судов и увольнений было не совсем понятно, кому персонально пенять за непринятие Генплана, поэтому критике подверглась городская власть в целом. Олег Сафонов потребовал при обсуждении Генплана согласовать его положения с жителями Владивостока («чтобы потом у них не было вопросов к нам с вами, к чиновникам») и заявил, что сроки затягивать не позволит: «Срыв я буду рассматривать как невыполнение поручения президента».
Что касается упомянутого доклада Дмитрия Козака Владимиру Путину, то их рабочая встреча состоялась 1 июля. Козак сообщил председателю правительства о результатах своей поездки на Дальний Восток: «25 июня мы с представителями всех государственных заказчиков - а их на сегодняшний день 9, - исходя из Программы развития Владивостока как центра тихоокеанского делового сотрудничества, посмотрели все объекты и места, где предполагается разместить объекты саммита. В будущем эти объекты должны стать материальной базой для развития Тихоокеанского научно-образовательного центра. Сегодня, минуя многие формальности (я думаю, мы это всё потом оформим), мы уже приступили к работе по строительству мостового перехода через бухту (на самом деле пролив. – Прим. авт.) Босфор-Восточный. Строители уже реально работают там на месте, уже есть техника, строится городок для строителей».
Далее министр отметил, что «сегодня ключевым вопросом решения этих проблем является разработка документов градостроительного планирования - с тем, чтобы застройка острова Русского и реконструкция городского хозяйства города Владивостока были увязаны в единую систему. Была поставлена задача до 1 сентября завершить все работы по разработке Генерального плана города Владивостока и по разработке документов по планировке территории острова Русского в части размещения объектов будущего тихоокеанского центра и объектов двойного назначения, которые послужат инфраструктурой для проведения саммита и затем для функционирования центра».
Главная проблема, по словам Козака, это, конечно, обеспечение межведомственного взаимодействия: «Только 9 государственных заказчиков работ на конкретных объектах. Ещё раза в три больше согласующих организаций по каждому объекту. И здесь, конечно, нужна координация деятельности всех федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Приморского края, города Владивостока. Все необходимые решения на сегодняшний день - там, где была разобщённость, где были дискуссии – как нам представляется, в эту поездку нам удалось разрешить».
Слушали звон?С учётом хорошо известной жителям Владивостока недавней истории некоторым курьёзом выглядит настойчивое пожелание госчиновников (включая Сафонова) о проведении публичных слушаний. Напомним, что первые слушания по Генплану были проведены тогдашней мэрией ещё в 2005 году, но оказались неудачными: они были признаны неправомочными и опротестованы прокуратурой, хотя летом 2006 года документ был-таки направлен в Думу Владивостока. В следующем году и администрация города, и институт ОАО «Приморгражданпроект» в качестве разработчика Генплана (и удостоенного, по словам недоумевавшего по этому поводу Валерия Розова, медалей и дипломов за эту работу) подготовились несколько более основательно. К проекту градостроительного документа города добавились островная часть города и территории полуострова Песчаного.
Проведение итоговых повторных слушаний в начале 2007 года отличалось размахом и всеохватностью районов Владивостока: они проводились в крупнейших кинотеатрах города, а также на каждой из островных территорий. На этот раз обсуждали уже и включённые в Генплан объекты саммита АТЭС (хотя уже в этом году «концепция саммита» радикально изменилась). Но уже тогда для решения главной проблемы Владивостока — транспортной — были приняты принципиальные решения: изменена трассировка дублёра проспекта 100 лет Владивостоку на участке от улицы Русской из района Северной котельной до Седанки; создание высоководного моста через бухту Золотой Рог; в качестве дублёра въездной магистрали предусмотрена реконструкция автодороги по побережью Уссурийского залива; сооружение двух мостовых переходов через пролив Босфор-Восточный на остров Русский и другое.
Заключительный документ, в который внесли предложения и замечания, прозвучавшие на слушаниях, был опубликован в апреле 2007 года: всего от населения поступило 450 вопросов, все они были проанализированы и рассмотрены, уверяла пресс-служба мэрии. Дальнейшим этапом работы комиссии должно было стать согласование проекта Генплана с администрациями смежных территорий, а также на краевом и федеральном уровнях. Однако до этого дело тогда так и не дошло. Зато становится понятным, куда ушли десятки миллионов рублей бюджетных денег – не только на повторные разработки, но и на повторные слушания…
P.S. Как сообщил первый вице-мэр Алексей СУХОВ, сегодня проводятся новые публичные слушания по Генплану Владивостока.
Автор: Александр Карташов Анисимович