В очередь! Если бы за колбасой…
ИЗО ДНЯ в день организации, обеспечивающие нас светом, теплом и водой, докладывают о злостных неплательщиках или приводят грустную статистику - кто и сколько должен рублей поставщикам жизненно важных услуг.
ИЗО ДНЯ в день организации, обеспечивающие нас светом, теплом и водой, докладывают о злостных неплательщиках или приводят грустную статистику - кто и сколько должен рублей поставщикам жизненно важных услуг.
Однажды был опубликован поимённый список товарищей, задолжавших за электроэнергию огромные суммы. Возымел ли такой ход действие – неизвестно, однако ход показался сильным. Вслед за «рядовым контингентом» энергетики не побоялись заняться обитателями элитных коттеджей Владивостока и Находки (номер «В» за вторник). Из-за высоких краснокирпичных заборов показались кое-какие имена. Как отмечают сбытчики энергии, долги любого из нерадивых обитателей замков за полгода равны четырёхгодовой задолженности квартиранта обычной многоэтажки.
Если же отказаться от классификации «бедные – богатые», граждане-должники, кажется, делятся на три категории.
Первая – принципиальные отказники. Они вполне справедливо полагают, что раз их подъезд десятилетиями не ремонтируют, то и платить не за что.
Вторая – те, у кого просто нет денег. Их много.
Третья – армия противников очередей, их тоже немало. Убеждён, что из-за них, родимых, поставщики услуг не получают вовремя миллионы рублей.
Многие мои знакомые со временем научились «вычислять», в какое время удобнее навестить почту или банк, чтобы очередь была поменьше. Их счастливое возвращение из названных мест с проштампованными квитками в руках сродни только что совершённому полёту на Луну.
Воистину страна освоила космическое пространство, всем прожужжали мозги нанотехнологиями, а в том, что касается повседневной жизни, – каменный век…
Для пенсионеров поход с платёжками в кассу сродни выходу в свет. Молодёжь же – сколько раз замечал – едва увидев вавилонское столпотворение, выходит вон. Более умудрённые жизненным опытом «отцы» следуют поговорке «Заплатил налоги – спи спокойно». «Детям» даже на сон времени не хватает – такова сегодняшняя жизнь.
(Это хорошо ещё, что энергетики недавно ввели технологию «поквартальной оплаты», благодаря чему мы в три раза меньше стоим в очередях.)
Но даже если, допустим, всю страну переведут на электронные платежи, ещё вопрос – сработает ли это. Мы по-прежнему доверяем замученной однообразной работой девушке и её кряхтящему принтеру. Вот недавно повсеместно поставили так называемые киберкассы для приёма платежей сотовой связи. Однако люди по-прежнему предпочитают заплатить не безмолвной машине, которая в случае чего обдурит и не моргнёт, а оператору во плоти и крови, с которого хоть спросить можно и квитанцию получить. Только вот, кажется, нестыковок при оплате жилищно-коммунальных платежей всё равно избежать не удаётся. Как и откровенной несправедливости. Один из самых ярких тому примеров – случай с пенсионером Александром Придатко (смотрите «В» за четверг), который только через суд смог доказать генерирующей компании, что он не должник, а честный плательщик. Впрочем, затронули тему для отдельного разговора.
Ну так кто же крайний в очередях? Разумеется, легче всего пожурить банк и почтовиков.
На днях обменялся мнениями по волнующей теме с человеком заинтересованным - директором Приморского управления предприятия «Почта России» Андреем Бриком. И он, к его чести, признал наличие проблемы:
- Мы не можем до конца обеспечить процесс технологически. Где-то операторам не хватает знаний, а то и зарплаты, чтобы выкладываться. Где-то недостаток почтовых «окон», которые бы обслуживали исключительно коммуналку, а не весь спектр платежей… Это и многое другое в конечном счёте влияет на общий результат.
- Если процесс отработаете, очереди исчезнут? – спрашиваю я.
На что получаю от Андрея Петровича неожиданный ответ:
- Очереди – это нормально. Но только те, где не более пяти человек. Что означает - услуга предоставляется согласно требованиям регламента. Если же у окна столпотворение в 10-15 человек, то это, естественно, нонсенс. Сейчас мы активно работаем над вопросами качества предоставляемых услуг, а также над тем, чтобы отделений связи было больше – их и во Владивостоке, и в крае явно не хватает.
Помимо упомянутых Андреем Бриком причин, на мой взгляд, стоит назвать ещё и непростой переход к рыночным реалиям. Подозреваю, что тому же банку и почтовикам приём платежей по услугам ЖКХ не приносит сверхдоходов, данное дело относится к категории «социальная ответственность бизнеса». Так, может, на государственном уровне и решить вопрос, чтобы в данной сфере выросла конкуренция, а пунктами приёма платежей стали обычные магазины, автозаправки и другие людные места?! Почты и банки разгрузятся. Малый бизнес получит небольшую, но почётную (социальная же ответственность!) копейку. А потребители, мы с вами, не будем терять драгоценное время.
К слову, отечественные эксперты подсчитали: если 10 миллионов плательщиков ежемесячно будут экономить 30 минут за счёт удобной и быстрой оплаты коммунальных услуг, то наша страна получит 50 миллионов дополнительных часов рабочего времени, что простимулирует увеличение её ВВП. Сэкономленное время люди смогут потратить на отдых или производительный труд.
Автор: Александр Сырцов Анатольевич