Музей «Два капитана»: отдать швартовы!

СЛАВА музейно-выставочного центра «Находка» и организованного при нём Детского интерактивного музея докатилась до Москвы. В соревнованиях с крупнейшими «музейными монстрами» страны этот островок культуры небольшого портового города уже не раз становился п

3 июль 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2363 от 3 июль 2008
53ba790e2259fc5531cd79c19d1d818c.jpg

СЛАВА музейно-выставочного центра «Находка» и организованного при нём Детского интерактивного музея докатилась до Москвы. В соревнованиях с крупнейшими «музейными монстрами» страны этот островок культуры небольшого портового города уже не раз становился победителем. Их последнее детище – музей морских приключений «Два капитана» - расположилось на берегу живописной бухты в пустующем ангаре. Странно? Отнюдь – современно и очень интересно.

Авторы проекта музея морских приключений «Два капитана» во второй раз победили во всероссийском конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Впервые они получили грант Фонда имени Владимира ПОТАНИНА на осуществление проекта музея под открытым небом «Палеодеревня». По итогам 2007 года он был удостоен кубка за лучший опыт в реализации проекта на территории России. Ещё одна награда этого года – во всероссийском грантовом конкурсе «Новый день» - позволяет говорить о находкинцах как об одних из самых «продвинутых» в российском музейном мире. «Два капитана», «Ветряки у моря», «Капитаны ищут клады» – эти проекты высоко оценены взыскательным жюри и сейчас воплощаются в жизнь.

Идея использовать промышленные объекты для создания культурных площадок успешно реализуется во всём мире. «Музей морских приключений в бухте Прогулочная в Находке занимает третью часть пустующего ангара, принадлежащего Дальневосточному мореходному училищу, ставшему партнёром музея», – рассказывает руководитель проекта «Два капитана» Елена АГАФОНОВА. В свою очередь, автор идеи Марина НУРГАЛИЕВА пояснила, что идея такого использования социальных объектов показалась ей интересной после того, как в Великобритании она познакомилась с аналогичным опытом: там один из музеев расположился в сухом доке.

«В морском городе должен быть морской музей, – считает Марина Нургалиева, – это повысит престиж морских профессий и позволит углубить знания о Находке.

В музее уже есть экспозиции «Трюм», «Порт», «Морской учебный центр», «Такелажная мастерская», «Водолазная станция», «Штурманская рубка». Настоящие водолазные костюмы, морские карты, звёздный глобус, штурвал, спасательная шлюпка и многие другие экспонаты не спрятаны под стекло – все их можно трогать руками и изучать, ведь музей не обычный – интерактивный.

Первые его экспонаты были найдены недалеко от бухты Прогулочная дайверами центра подводного плавания «Гринда», ими стали останки судна постройки конца XIX – начала XX века. Сейчас в музее морских приключений выставляются приборы для «классической» навигации, принадлежности для рыбного промысла, фотографии кораблей и экипажей, даже подаренный кем-то телефон с подводной лодки!

На протяжении всего лета ранее не обустроенное место возле музея будет преображаться. «Проект «Ветряки у моря» направлен на создание пространственной инсталляции, над которой уже работают одарённые подростки в возрасте от 12 до 17 лет», – объясняет соавтор проекта Оксана БОНДАРЕВИЧ. Художник Оксана РАЕВСКАЯ поведала, как это будет выглядеть: «На двух столбах мы поместим флюгеры, а «ветряки» будут развешены на канатах, которые мы протянем к ангару, где располагается музей. «Ветряки» – это яркие конструкции из лёгких материалов, которые будет крутить ветер».

Пока музей морских приключений пополняется экспонатами и готовится нарядиться в яркие бусы «ветряков», в нём уже проходят игровые программы для детей. Для этого в музей иногда приглашают настоящих «морских волков», опытных капитанов. Валентин МЯГКОВ, создатель и бывший начальник учебного судна «Самарга» Базы активного морского рыболовства, стал одним из них: «Сейчас многие ребята не могут назвать море, у берегов которого живут, не говоря уже о значении таких простых терминов, как «риф», «палуба», «штурвал»… Здесь они узнают обо всём этом в ненавязчивой форме».