«Аллигаторы» учатся летать
МИНУВШАЯ пятница ознаменовалась событием, значение которого выходит далеко за пределы Приморского края. 27 июня в Арсеньеве на аэродроме авиазавода «Прогресс» состоялся успешный подъём в воздух нового боевого вертолёта марки Ка-52, задолго до своего завер
МИНУВШАЯ пятница ознаменовалась событием, значение которого выходит далеко за пределы Приморского края. 27 июня в Арсеньеве на аэродроме авиазавода «Прогресс» состоялся успешный подъём в воздух нового боевого вертолёта марки Ка-52, задолго до своего завершения получившего устрашающее прозвище «Аллигатор». Разведывательно-ударная машина Ка-52 - очередное творение ОКБ имени КАМОВА, созданное в развитие знаменитой «Чёрной акулы» - вертолёта Ка-50.
В официальном сообщении пресс-службы компании «Вертолёты России» (вертолётостроительный холдинг, в который входит в том числе и Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. САЗЫКИНА) говорится, что испытания Ка-52 признаны успешными по всем исследуемым параметрам. Вертолёт передан конструкторскому бюро Камова для завершения опытно-конструкторских работ.
Эволюция «Чёрной акулы»Ка-52 стал легендарным ещё до своего появления на свет. О работах по созданию «Аллигатора» немало говорили в середине 90-х. Однако тогда российская оборонка переживала чёрные времена. Хотя «Чёрную акулу» в 1995 году официально приняли на вооружение российской армии, производство Ка-50 заморозили, в результате чего в армию поступили считанные единицы новых вертолётов. Был момент, когда контроль над «Прогрессом» едва не перешёл в руки иностранцев, а о создании «Аллигаторов», казалось, вообще забыли. Ходили упорные разговоры, что государство решило ограничиться машинами КБ МИЛЯ и отказаться от вертолётов Камова. Оттепель началась в 2005 году, а уже в 2006-м «Прогресс» после долгого перерыва вновь получил госзаказ на изготовление трёх «Чёрных акул». Тогда же возобновились работы и по «Аллигатору». ААК «Прогресс» организационно вошла в холдинг «Вертолёты России», руководство которого дало понять, что в стране востребованы как «милевские», так и «камовские» машины. Понятно, что речь пока идёт об очень небольших партиях Ка-50 и Ка-52, но всё-таки прогресс налицо.
Впервые летающий «Аллигатор» был презентован в августе 2007 года на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. Тот вертолёт был изготовлен на опытном производстве ОКБ Камова в Москве. Машина, взлетевшая в пятницу на аэродроме «Прогресса», - первый «Аллигатор» из опытной партии Ка-52, сделанный уже арсеньевскими авиастроителями. Этот вертолёт будет отправлен на государственные испытания, после прохождения которых «Прогресс» приступит к серийному производству Ка-52.
Причём, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на генерального директора ААК «Прогресс» Юрия ДЕНИСЕНКО, серийное производство должно начаться уже в 2008 году. После завершения опытно-конструкторских работ состоится официальный подъём в воздух первого серийного Ка-52 – ориентировочно в сентябре.
Винтокрылый спецназовец«Аллигатор» - многоцелевой всепогодный боевой вертолёт, представляющий собой так называемую спарку, то есть двухместную модификацию «Чёрной акулы» (экипаж последней состоит из одного человека). Согласно опубликованным в СМИ сведениям обе машины унифицированы по основным системам на 85 проц. Ка-52 способен выполнять широкий круг боевых задач днём и ночью, в любое время года, с применением всех средств поражения, имеющихся у Ка-50. Для «Аллигатора», как и для «Акулы», свойственна фирменная «камовская» соосная схема расположения несущих винтов (при которой хвостовой винт отсутствует). Максимальная скорость горизонтального полёта Ка-52 – 310 километров в час, крейсерская скорость – 250 км/час, скорость на пикировании – 350 км/час. Статический потолок «Аллигатора» равен 3600 метрам, динамический – 5500, практическая дальность полёта составляет 520 км. Вертолёт может наносить как стрелково-пушечные, так и ракетные и бомбовые удары (все сведения взяты из открытых источников).
При всём сходстве, а вернее, родстве с «Чёрной акулой» Ка-52 – вертолёт нового поколения. Как отмечал в опубликованном на страницах «В» в марте интервью генеральный конструктор ОКБ имени Камова Герой России Сергей МИХЕЕВ, «вертолёт Ка-52 при всей похожести в то же время не похож на своего предшественника. Ка-50 в своё время создавался как машина узкоспециального профиля – это чисто противотанковый вертолёт… Ка-52 - машина другого назначения. В этом плане мы задумали и реализовываем сегодня то, что на Западе никто не делает. К примеру, расположение экипажа. Мы доказываем, что в нашем случае это будет ещё более эффективно, чем тандемное расположение, принятое во всем мире. Перед людьми, работающими рядом, открывается ряд новых тактических возможностей: это два пилота, каждый из которых имеет возможность управлять и оружием, и самой машиной. Это боевой вертолёт, который может работать в том числе и как учебный… Сохранив от вертолёта Ка-50 принципиальные конструктивные подобия по основным элементам, Ка-52 - абсолютно новый боевой комплекс».
В упомянутом выше пресс-релизе говорится, что, по словам генерального директора ОАО «Вертолёты России» Андрея ШИБИТОВА, Ка-52 сегодня имеет приоритетное значение в модельном ряду вертолётостроительного холдинга как машина, предназначенная для нужд Минобороны России. «Организация серийного производства боевого вертолёта Ми-28Н и успешная реализация программы по Ка-52 свидетельствует о том внимании, которое государство в целом и Минобороны в частности уделяют развитию военного вертолётостроения», - отметил Шибитов. Серийное производство «Аллигаторов» в Арсеньеве предусмотрено программой государственного оборонного заказа до 2015 года. В соответствии с этой программой для Вооружённых сил РФ будет закуплено 12 вертолётов Ка-52. Как ожидается, прежде всего новыми вертолётами оснастят части специального назначения («грушные» бригады спецназа), тогда как для решения общевойсковых задач достаточно вертолётов КБ Миля – Ми-28Н по прозвищу «Ночной охотник».
Автор: Василий Авченко Олегович