«Адмирал Сенявин»: взрыв главного калибра

13 ИЮНЯ исполняется ровно 30 лет с момента трагедии, случившейся летом 1978 года на флагманском крейсере 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота «Адмирал Сенявин». Наш фотокорреспондент Василий Федорченко (в то время штатный сотрудник газеты «Боевая

12 июнь 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2352 от 12 июнь 2008
b5eb373ee3ca010e618971056067d182.jpg

13 ИЮНЯ исполняется ровно 30 лет с момента трагедии, случившейся летом 1978 года на флагманском крейсере 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота «Адмирал Сенявин». Наш фотокорреспондент Василий Федорченко (в то время штатный сотрудник газеты «Боевая вахта») был свидетелем того жуткого инцидента, сделал исторические фото до и после взрыва в башне главного калибра. Хронику трагедии накануне печального юбилея корреспондент «В» составлял со слов очевидцев и офицеров, служивших в тот период на ТОФ.

По следу генерального

Предвосхитим события того трагического вечера. Весной 1978 года по Дальнему Востоку проехал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Во Владивостоке, как и везде, «дорогого Леонида Ильича» встречали выстроенные вдоль дорог многочисленные восторженные жители.

Министр обороны маршал Советского Союза Дмитрий Устинов и главком ВМф адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков вывезли «высокого» гостя в залив Петра Великого на флагманский корабль «Адмирал Сенявин» на показательные учения Приморской флотилии ТОФ. В море устроили настоящее боевое шоу с артиллерийскими стрельбами. Все выстрелы поражали цели. Генсеку понравилось. Он тут же вручил командиру капитану 2-го ранга Владимиру Плахову и замполиту капитану 3-го ранга Игорю Спицыну именные часы с надписью «От Л.И. Брежнева. 1978 г.».

После такого триумфа на крейсер стали возить всех гостей и проверяющих флота и Приморья. Газеты раз за разом публиковали материалы о правофланговых. А вот экипаж частично сменился. После высокого визита вместо уволенных в запас той же весной опытных матросов и старшин пришли безусые юноши. За короткий срок их научили только драить палубу.

13 июня 1978 года проводились очередные показательные стрельбы главным калибром. Вновь прибыло множество гостей – московских поэтов, писателей и журналистов. Это было через два месяца и шесть дней после визита Брежнева. Поэтому и расследование велось с учётом его посещения. Вдруг это была диверсия или запоздавшая попытка ликвидации генсека? Результаты расследования тогда полностью засекретили. Большую их часть и сейчас обнаружить практически невозможно. Нам удалось найти лишь один документ, который мы цитируем ниже.

Сейчас взорвёмся!!!

13 июня крейсер выполнял артиллерийские стрельбы главным калибром. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель.

Около 20.00 объявили вечерний чай. Гости и свободные от вахты офицеры спустились в кают-компанию. Лишь собкор «Красной звезды» Леонид Климченко сумел пробраться в башню, чтобы дополнить репортаж «информацией с места событий».

Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения разрешил провести зачётную стрельбу. В этот момент всё и случилось.

Корабль содрогнулся от мощного внутреннего взрыва. Это случилось на девятом от начала стрельб залпе. Из носовой башни повалил густой дым.

Все из кают-компании бросились бежать на мостик. Уже там один из офицеров (как считает наш фотокорреспондент Василий Федорченко, это был вахтенный) закричал: «Сейчас взорвёмся!!!». Гражданский люд кинулся к бортам, чтобы взрывной волной в крайнем случае выбросило в море.

Однако общего взрыва не произошло, хотя корабль был близок к такому исходу событий. К счастью, сработала система орошения. Объявили общекорабельную тревогу. Дымящую башню стали со всех сторон поливать водой.

Когда отдраили бронированную дверь, предстала жуткая картина. Погибло 37 человек. Это был практически весь боевой расчёт башни и присутствовавшие на стрельбе гости. Однако нескольким морякам-старослужащим удалось выжить. Они сумели «на низах» по известному только им проходу буквально выплыть из страшной зоны.

А потом настал черёд всем оставшимся в живых увидеть смерть. Останки погибших выносили на верхнюю палубу. Некоторых разорвало на куски. Молодым матросам становилось плохо, их приходилось отправлять в лазарет.

В той суматохе фотокорреспонденту Федорченко удалось сделать несколько снимков. Но опубликовать их мы не можем – в самом начале «разбора полётов» плёнка была конфискована флотскими особистами и с тех пор исчезла навсегда.

…Вот строчки из акта комиссии, расследовавшей причины взрыва: «…Одно орудие башни не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд. В результате произошло воспламенение заряда в части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение. …Причиной происшествия явились ошибочные действия расчёта и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе…».

После той трагедии несколько адмиралов и офицеров понесли наказания. В основном в виде снятия с должностей с понижением или предупреждением о неполном служебном соответствии. К уголовной ответственности никого не привлекли.

А в 1990 году выслуживший свой срок артиллерийский крейсер «Адмирал Сенявин» вывели из состава флота.

На братских могилах не ставят крестов

Из 37 погибших 36 захоронено в братской могиле на сопке, возвышающейся над заливом Стрелок. В Приморской флотилии ТОФ, базирующейся до сих пор в этих местах, помнят всех поимённо. Заместитель командира соединения ракетных кораблей по воспитательной работе капитан 1-го ранга Владимир Пискарькин предоставил список личного состава войсковой части 99085, погибшего в башне:

Старший комендор матрос Николай Проничев из Уссурийска

Командир отделения электриков старшина 2-й статьи Рамиль Шигабудинов из Челябинской области

Командир отделения комендоров старший матрос Виктор Колунов из Омска

Командир отделения электриков старшина 2-й статьи Виктор Виноградов из Ленинского района ЕАО

Старший электрик матрос Анатолий Матрёнин из Поволжья

Командир отделения комендоров матрос Иван Прудников из Омской области

Старший комендор матрос Юрий Чернушевич из Ташкента

Старший строевой старший матрос Александр Пинчук из Поронайска

Старший строевой матрос Геннадий Галкин из Ташкента

Старший комендор матрос Виктор Костылёв из Красноярского края

Старшина команды комендоров старшина 1-й статьи Анатолий Курочкин из Саркандского района

Электрик матрос Валерий Архипенко из Томской области

Старший комендор матрос Алексей Бородин из Новосибирской области

Ученик электрика матрос Сергей Скоробогатов из Октябрьского района Приморья

Электрик ПУС матрос Наиль Сулейманов из Ульяновска

Старший строевой старший матрос Леонид Шутов из Свердловской области

Комендор УПБУ матрос Анатолий Юдин из Ташкентской области

Командир отделения комендоров старшина 2-й статьи Виктор Ануличев из Московской области

Командир отделения визирщиков старшина 1-й статьи Рашид Бибков из Семипалатинска

Старший визирщик старший матрос Николай Ломаев из Омской области

Старший комендор УПБУ матрос Сергей Столяров из Омской области

Старший комендор матрос Александр Болдырев из Красноярского края

Визирщик матрос Фарит Гилазиев из Ижевска

Строевой матрос Александр Свинин из Ташкента

Старшина команды комендоров башенных старшина 2-й статьи Сергей Подолько из Хабаровска

Комендор УПБУ матрос Александр Ануфриев из Омска

Строевой старшина 2-й статьи Виктор Пономарёв из Камчатской области

Старший строевой матрос Махаммадали Ортиков из Узбекистана

Боцман старшина 2-й статьи Александр Будаков из Бурятии

Комендор УПБУ матрос Владимир Носков из Омска

Старший механик БЧ-4 матрос Виктор Золотарёв из Липецкой области

Старшина команды старшина 2-й статьи Иван Аникин из Омской области

Командир отделения УПБУ старшина 2-й статьи Александр Дадонов из Охи (Сахалин)

Старший лейтенант Александр Пономарёв из Саратовской области

Лейтенант Александр Белюга из посёлка Смирных (Сахалин)

Лейтенант Валерий Марданов из Ульяновской области

Постоянный корреспондент «Красной звезды» по Дальнему Востоку капитан 2-го ранга Леонид Климченко.

Матрос Виктор Золотарёв в братской могиле не захоронен. Родственники похоронили его на родине.

В соединении поддерживают связь с родными погибших. И на этот раз разосланы приглашения всем, кого удалось найти. Их ждут в Фокино у братской могилы. Так же, как и всех ветеранов «Адмирала Сенявина», которые встречаются у памятника каждый год. Почётный караул от личного состава двух соединений даёт залпы из автоматов Калашникова по числу прошедших лет. В почётный караул назначаются только лучшие военнослужащие. Будет также отслужена панихида.

В этом году мемориальный комплекс должен подвергнуться капитальной реставрации. Как сообщил «В» председатель Думы города моряков-тихоокеанцев Виктор Тихонович, на реконструкцию памятника и благоустройство окружающей территории выделено из муниципального бюджета около 650 тысяч рублей.

Американское повторение

Наш рассказ будет неполным, если мы не сообщим о точно такой же трагедии на американском линейном корабле «Айова». Она произошла через 11 лет после трагедии в заливе Петра Великого, но уже в Карибском море.

Однако вначале о самом линкоре. США построили в годы Второй мировой войны серию особо мощных и скоростных артиллерийских кораблей с названиями штатов для сопровождения своих авианосных групп в Тихом и Атлантическом океанах. Закладка на стапелях всей серии была произведена ещё в 1940 году. А уже в разгар боевых действий с фашистской Германий и милитаристской Японией в 1943 году они стали входить в строй. «Айова» воевала в Северной Атлантике. 24 марта 1949 года её списывают в резерв. Однако через пару лет в связи с началом «холодной войны» и войны на Корейском полуострове линкор возвращают в состав действующего флота. 25 февраля 1959 года «Айову» вроде как окончательно выводят за штат. Ровно через 30 лет корабль основательно модернизируют (к артиллерии главного калибра добавляют ракетное вооружение), вновь отправляют на боевое дежурство.

19 апреля 1989 года во время учебно-боевых стрельб возле острова Пуэрто-Рико произошёл взрыв боеприпасов в боевом отделении центрального 16-дюймового орудия второй артиллерийской башни. Погибли все находившиеся в башне и на нижних палубах под ней. 47 матросов и офицеров. Никому не удалось спастись.

И хотя на линкоре был произведён ремонт, в строй он больше не вступил и сейчас пришвартован в небольшом городке Ньюпорт. Городские власти Сан-Франциско просят командование ВМФ передать «Айову» им, чтобы на корабле создать музей.

А вот «Адмирал Сенявин» ушёл навсегда. На гвозди.

Автор: Николай Кутенких Николаевич