Челноки и дети. У кого преимущество?
СОТРУДНИКИ туристического центра «Афина-Паллада», исчерпав на местном уровне все силы в борьбе за своё существование, хотят обратиться с письмом на самый высокий уровень – к Дмитрию МЕДВЕДЕВУ.
СОТРУДНИКИ туристического центра «Афина-Паллада», исчерпав на местном уровне все силы в борьбе за своё существование, хотят обратиться с письмом на самый высокий уровень – к Дмитрию МЕДВЕДЕВУ.
В своём обращении генеральный директор центра Наталья ЧЕПЕЛЕВА пишет: «Наши маршруты – краеведческие, патриотические, музыкальные, спортивные, оздоровительные… Мы принимаем участие в формировании образованного, гармонично развитого, физически и духовно здорового члена общества. Проводим бесплатные экскурсии для воспитанников детдомов, учителей, ветеранов труда, а также международные мероприятия на территории КНР».
Ежегодно более тысячи детей Приморья имеют возможность благодаря «Афине-Палладе» не только знакомиться с достопримечательностями родного края, но и выезжать в соседнюю страну и, соответственно, на своём, детском, уровне налаживать дружеские контакты со сверстниками. Китайские педагоги настолько вдохновились работой нашего турцентра, что решили перенять опыт и в этом году готовы направить во Владивосток 500 школьников. Если даже не говорить о большой общественной роли таких отношений, стоит задуматься о том, что краевой центр не избалован туристами, а тут полтысячи человек (плюс многочисленные сопровождающие) поселятся в наших гостиницах, будут питаться в наших ресторанах, побывают в музеях, то есть принесут свои юани во Владивосток. «Афина-Паллада» добросовестно относится к взятым на себя обязательствам. Однако как начинал этот центр при своём создании бороться с трудностями, так и продолжает их преодолевать все шесть лет.
Палки в колёсаДетский туризм – бизнес особый, ответственность за клиентов в данном случае чрезвычайно высока. Здесь нужен свой, хорошо подготовленный транспорт, за рулём которого сидят классные профессионалы. Машины должны быть оборудованы всем необходимым для успешного проведения экскурсий. Потому и был приобретён несколько лет назад комфортабельный автобус. Несмотря на то что лицензию на него пришлось буквально выбивать в течение года, турцентр решил приобрести ещё одну машину, ведь поток юных путешественников постоянно растёт. В настоящее время компания имеет лицензию на перевозку пассажиров и международные допуски, но граница для неё остаётся труднопреодолимой.
Всем жителям Приморья хорошо известно, что ежедневно через пункты пропуска на границе проходят тысячи наших земляков. Они отправляются для того, чтобы, с одной стороны, провести на себе какой-нибудь ширпотреб, с другой – активно помогают соседям развиваться и обогащаться на торговле с нашей страной. И детей приучают челночить. Даже если без подобной подработки не обойтись, стоит ли воспитывать прислугу для чужого дяди?
Челночный бизнес, к сожалению, будет существовать ещё долго. Ещё не один год мы будем помогать расти и цвести соседней стране. Но неужели среди потока челноков нельзя найти место нескольким десяткам тех, кто не будет бегать по магазинчикам, напиваться в гостиничных номерах и ругаться с китайскими продавцами? Тем подросткам, которые побеждают в патриотических и краеведческих программах, которых награждают поездкой в соседнюю страну? Да и тем взрослым, кто хочет поехать не за «шмотками», а за «восточной тайной»? И китайские школьники готовы приезжать во Владивосток. На всё это работает «Афина-Паллада», пусть даже не как туроператор, а в качестве турагента, то есть в связке с двумя фирмами. Могла бы работать лучше, если бы не вставляли ей палки в колёса.
Совсем недавно, к примеру, не смогла выехать в КНР группа студентов и преподавателей ДВГТУ, поощрённых за активную работу в течение года. Туристы просидели в автобусе на границе с 10 до 20 часов и были вынуждены вернуться во Владивосток. На чужих автобусах ездили в Дуннин школьники, которые выступали там с концертом в честь Дня Победы. Машины оказались не приспособленными для детей, одна, даже не выйдя из гаража, потребовала ремонта, и дети 2,5 часа стояли на остановках под моросящим дождём.
«Афина-Паллада» хочет перевозить ребят на своих безопасных автобусах, водить их на экскурсии, не нагружать чужим товаром. Именно из желания просто нормально работать и обратилась в нашу редакцию генеральный директор турцентра Наталья Чепелева.
Замкнутый круг?В департаменте международного сотрудничества и туризма Приморского края говорят, что в настоящее время два пункта пропуска на границе в состоянии обеспечивать проход лишь рейсовых автобусов. Дополнительные же машины с туристами могут попасть только в «окна» между ними. При этом уменьшить количество рейсовых проходов якобы невозможно, так как расписание, по словам сотрудников департамента, утверждено нашим министерством транспорта и согласовано с таким же министерством Китая. Работу по его изменению никто не ведёт, поэтому порой на границе часами ждут своей очереди десятки желающих попасть в соседнюю страну.
Как объяснила Елена НЕПОМНЯЩАЯ, начальник отдела туристско-рекреационного комплекса, ситуация может измениться лишь в том случае, если в Полтавке пункт пропуска начнёт работать в 12-часовом, а в Пограничном – в 14-часовом режиме полную неделю. Тогда «Афина-Паллада» сможет занять «рейсовое» время. Правда, турцентру придётся отправлять свою машину ежедневно и перевозить не только детей, но и всех желающих (читай – челноков). Нетрудно представить, каким через несколько месяцев станет комфортабельный чистый автобус, оборудованный для проведения экскурсий.
Для увеличения же рабочего дня пропускных пунктов необходимы и дополнительные специалисты, и, соответственно, дополнительные средства на оплату их работы, и многое другое. Следовательно, замкнутый круг? «По крайней мере, - говорит директор департамента международного сотрудничества и туризма ПК Герман ЗВЕРЕВ, - говорить о том, что для одной компании мы создадим режим наибольшего благоприятствования, не приходится. Этого не будет никогда». Группы так называемых челноков, по словам сотрудников департамента, никто обижать не собирается, ведь подобный бизнес законом не запрещён.
Всё хорошо, прекрасная маркиза…- В последнее время наметилась тенденция к снижению турпотока в Россию, в том числе и в Приморье, - говорит Герман Зверев. - Если в 2004-м у нас побывало 195 тысяч туристов, то в прошлом году – всего 68 тысяч. Однако в связи с планами проведения форума АТЭС во Владивостоке планируется построить важные объекты туристской инфраструктуры, которые могут в будущем сыграть важную роль. В нашем крае более двух тысяч памятников истории и древней культуры, которые открывают широкие возможности для этнографического и познавательного туризма. Появление на территории Приморья национальных парков также должно повысить в глазах иностранных туристов привлекательность края.
В основных направлениях работы отдела туристско-рекреационного комплекса нашего департамента не выделено создание специальной программы по развитию детско-юношеского туризма, но это ни в коей мере не даёт основания полагать, что мы не понимаем его важности и актуальности. В России международный детский туризм получил широкое развитие сравнительно недавно – в конце 90-х годов прошлого века. Основные формы некоммерческих выездов школьников за границу – это участие в конкурсах и олимпиадах. Один из самых перспективных и эффективных видов детского туризма – ученические обмены.
В экскурсионно-познава-тельном туризме можно выделить так называемый праздничный туризм. Это направление особенно привлекательно для родителей с детьми, так как праздники зачастую совпадают с зимними и весенними каникулами. Приграничные провинции КНР весьма успешно и оперативно налаживают работу в освоении этого направления. Российская сторона тоже могла бы привозить детские группы из Китая на наши традиционные праздники и народные гуляния.
Туристический бизнес в целом и детский в частности - одна из многофакторных производных экономики. Его невозможно рассматривать в отрыве от общей политико-экономической ситуации в стране. Мы же будем прилагать все усилия для достижения тех целей, которые требует от нас современная жизнь, особенно если это касается нашего будущего – наших детей.
Воз и ныне тамКак много правильных слов было сказано о юном поколении и о работе над проблемой детского туризма! Однако ситуация не только не меняется к лучшему, она ухудшается. Трудно понять, на каком этапе и в чьих интересах сложная цепочка «департамент туризма – департамент промышленности и транспорта – Дальневосточное представительство Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП)» даёт сбой. На днях руководитель «Афины-Паллады» в очередной раз пыталась пробить стену – группа молодых людей, которые должны были принимать участие в семинаре в Харбине, сидя в автобусе, ждали уже обещанного разрешения на проход. Половина туристов уехать так и не смогла, других подсадили к челнокам.
Начинаются школьные и студенческие каникулы. Те, у кого есть деньги, смогут воспользоваться самолётом, остальным легче отправиться в Китай в качестве челноков, которые могут пересечь границу с помощью 230 приморских компаний. Похоже, официальные лица свой выбор сделали не в пользу детей.
Автор: Галина Кушнарева Михайловна