Серый Волк и Красная Шапочка встречали пассажиров
Я ПРИЕХАЛАво Владивосток в 1955 году – учиться. Я была оглушена и очарована городом. Незнакомый и таинственный Владивосток постепенно открывал мне свою душу. Я прикасалась к булыжным камням мостовых, взбиралась на сопки, пересчитывая ступени деревянных ле
Я ПРИЕХАЛАво Владивосток в 1955 году – учиться. Я была оглушена и очарована городом. Незнакомый и таинственный Владивосток постепенно открывал мне свою душу. Я прикасалась к булыжным камням мостовых, взбиралась на сопки, пересчитывая ступени деревянных лестниц, до изнеможения загорала на песчаных пляжах.
Владивосток 50-х был совсем другим. Как уже не раз вспоминали, центральной площади не было, там стоял цирк. Вниз от Ленинской до бухты Золотой Рог – уютный парк. По воскресеньям здесь играл духовой оркестр. А улица Китайская (Океанский проспект) спускалась прямо к морю. Границы города – Луговая, железнодорожный вокзал, Первая Речка. Дальше – частные дома, лес, воинские части.
Те, кто ехал на трамвае № 3, сразу после остановки «Первая Речка» попадал в деревню! Здесь начинались знаменитые Рабочие улицы, а было их 11! Громадный рабочий посёлок. Дым от печек, подсолнухи и мальвы за заборами, петушиное пение… Огороды, сады, куры, козы и даже коровы – таким был Владивосток 50-х в районе улиц Рабочих и Матросских, Эгершельда, мыса Чуркина. Чуркин весь утопал в садах.
Часто на улицах Владивостока можно было услышать цокот копыт. Это лошади-трудяги в повозках на резиновом ходу развозили продукты по магазинам и ресторанам. Хорошо помню, как в начале 70-х в ресторан «Челюскин» именно на такой повозке привозили припасы. Понурая лошадёнка, унылый возчик – уходящая натура.
На каждом углу в центре города – лоток с горячими пирожками по 5 копеек. С ливером, повидлом, капустой и даже с китовым мясом. Свежим китовым мясом были буквально завалены все магазины – 50 копеек за килограмм. Из него можно было делать котлеты, пельмени, гуляши…
А как часто можно было видеть такую картинку: идут по улице двое и за клешни несут огромного бело-розового краба. Их продавали на Спортивной Гавани по пять рублей за штуку. Одним таким крабом до отвала наедалась наша студенческая коммуна. Мы жили в деревянном общежитии на улице Всеволода Сибирцева, 20. Его давно снесли… Фуникулёра до 60-х годов не было. Вверх по сопке шла шаткая скрипучая деревянная лестница – 362 ступеньки. А наверху вдоль улицы Некрасовской клубилась и бурлила барахолка. Помню, каким шиком было купить на барахолке за 18 рублей тончайшую японскую кофточку! Котировались и китайские пуховые кофты, вязаные жакеты, туфли. Всё, между прочим, отменного качества.
Там, где сейчас морвокзал, до конца 50-х стояло здание вокзала пригородных сообщений. Замечательно оно было тем, что пассажиров на входе встречала громадная скульптура: Красная Шапочка и Серый Волк! Пригородные поезда ещё не были электричками, они ходили на паровозной тяге, котлы топились дровами, и за составом, особенно ночью, тянулся длинный шлейф ярких искр.
Троллейбус появился в 60-х годах, трамваи ходили до Луговой (№ 1, 2) и Рабочих улиц – № 3. Через площадь Луговую протекала речушка Буяковка, которую после убрали в бетон и пустили под площадью. Да и площади, собственно, не было – грязная заболоченная территория.
На углу улиц Колхозной и 25-го Октября (Семёновской и Алеутской) стоял 2-этажный дом, памятник архитектуры. Там были гастроном, булочная, парикмахерская, химчистка, ремонт обуви. А на втором этаже – квартиры. Дом безжалостно снесли, вековые стены разбивали с трудом, они никак не поддавались, облако пыли поднялось до неба, а я стояла на противоположной стороне, смотрела и едва не плакала. Кто теперь вспомнит, что в этом доме до революции были гостиничные номера, в которых останавливался знаменитый лейтенант Шмидт!
В 50-е годы ещё не было телевидения во Владивостоке и все наши студенческие субботники проходили на строительстве телецентра. Когда начались регулярные передачи, было всего два канала и программы шли не постоянно, а в определённое время, а дикторы были настоящими звёздами! Помните, как любили во Владивостоке Зару Улановскую?
В кинотеатре «Уссури» перед началом сеансов пела неподражаемая Эра Арефина. Когда она шла по Ленинской, люди останавливались и смотрели ей вслед – изумительной красоты и таланта была женщина!
Летом на открытых площадках при Доме офицеров и Матросском клубе вечерами были танцы под оркестр. Девушек, как правило, пропускали бесплатно, ибо в городе мужчин было куда больше, чем женщин.
Пушкинский театр переживал расцвет – шли спектакли, выступали артисты с гастролями, устраивались студенческие вечера, причём там был настоящий паркет, который регулярно натирали мастикой. Возвращаться с танцев даже в три часа ночи было не страшно…
На Спортивной Гавани – прекрасно оборудованные пляжи ТОФ, «Водник», «Динамо». На «Динамо» я встретила свою судьбу, своего любимого мужа Михаила…
Самая любимая моя улица во Владивостоке – Пушкинская. Здесь мы учились, гуляли, отдыхали, здесь до сих пор встречаемся с однокурсниками. До середины 60-х годов она была вымощена разноцветной океанской галькой. До сегодняшнего дня крошечный островок этого покрытия сохранился у дома № 25. От Пушкинского сквера до главного корпуса ДВГТУ это была самая романтичная, самая неспешная и прогулочная улица Владивостока – вся в уютных особнячках.
Многое в жизни я видела, побывала в разных городах, но уверена: красивее Владивостока ничего нельзя найти!
Автор: Валентина ЗЕЛЕНСКАЯ