Путину не дают покоя лавры Клебанова
Поездка премьер-министра РФ Владимира Путина в столицу отечественного автопрома – Приволжский федеральный округ – не могла не встревожить приморцев как убеждённых потребителей подержанных японских автомобилей. Мы уже привыкли к тому, что всякий разговор о
Поездка премьер-министра РФ Владимира Путина в столицу отечественного автопрома – Приволжский федеральный округ – не могла не встревожить приморцев как убеждённых потребителей подержанных японских автомобилей. Мы уже привыкли к тому, что всякий разговор о необходимости стимулирования российского производства (намерение, безусловно, благое) неизбежно оборачивается для нас очередным «закручиванием гаек». Похоже, так выйдет и на этот раз.
В ходе совещания по вопросам развития автомобильного производства, прошедшего в минувший вторник в Татарстане, Владимир Путин сделал ряд интересных заявлений. Признав, что (цитируем по официальному сайту правительства РФ) «в своё время наша автомобильная промышленность серьёзно сдала позиции, не смогла удовлетворить растущий спрос ни по количеству, ни по качеству», премьер-министр напомнил, что несколько лет назад «была сделана ставка на широкую международную кооперацию наших компаний, включая привлечение стратегических зарубежных инвесторов, а также на размещение в России производств ведущих автомобильных концернов, работающих в режиме «промышленной сборки». Этот курс сохраняется и сегодня: по словам главы правительства, «в конечном счёте порядка 80 процентов автомобилей, продаваемых в России, должно производиться на нашей территории». Как добиться таких показателей? Вот здесь и начинается самое интересное.
«Несколько лет назад были повышены ввозные пошлины на подержанные автомобили, - напомнил Путин (речь идёт о повышении 2002 года, которое связывали с именем тогдашнего министра промышленности, науки и технологий Ильи Клебанова. – Прим. ред.). - В целом, они дали позитивный эффект с точки зрения развития собственной промышленности. Наш рынок перестал быть местом, где на утилизации автомобильного хлама можно ещё и хорошо заработать». По сообщениям центральных информагентств, представители которых присутствовали на совещании, Владимир Путин высказался о необходимости ужесточить порядок импорта неновых иномарок. Если пока в Приморье из Японии везут в основном автомобили, выпущенные от трёх до семи лет назад (на машины старше семи лет действует запретительная «клебановская» пошлина), то теперь предлагается сузить эти рамки, уменьшив максимальный «проходной» возраст авто до пяти лет.
Кроме того, стоит обратить внимание на туманную фразу премьер-министра, в которой при желании можно усмотреть угрозу правому рулю: «Нам нужны современная нормативная база и эффективное правоприменение в сфере производства и эксплуатации автомобилей, и прежде всего - новые технические регламенты по безопасности транспортных средств». Другой месседж председателя правительства касался обновления автомобильного парка, который «у нас слишком старый». Как следует из сообщений информационных агентств, достигнута договорённость ввести дифференцированный тариф ОСАГО в зависимости от возраста автомобиля: чем машина старше – тем полис дороже. По такому же принципу планируется дифференцировать и ставки транспортного налога – тоже актуальный вопрос для приморцев, подавляющее большинство которых передвигается на неновых машинах (а если вспомнить о «конструкторах» - машинах, которые по документам гораздо старше, нежели в действительности?). Напоследок Владимир Путин заявил о том, что «нужно всё-таки вернуться к возможности производства автомобилей в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах».
Будет такое производство или нет (и если будет, то – когда?) – большой вопрос, а вот уменьшение «проходного» возраста иномарок с семи до пяти лет – перспектива вполне конкретная и, видимо, недалёкая. На ближайшее время, до вступления новых норм в силу, можно прогнозировать всплеск спроса на шести- и семилетние автомобили из Японии. Кроме того, может увеличиться и рыночный сегмент «конструкторов», на которые повышение пошлин распространяться не будет, так как де-юре речь в данном случае идёт о ввозе не автомобилей, а запчастей. Разумеется, это тоже может повлечь за собой некоторое удорожание «конструкторов». Вчера корреспонденты «В» связались с представителем одной из фирм, находящихся в Японии и занимающихся поставками подержанных автомобилей в Россию. По его словам, бизнесу бояться нечего: спрос на японский секонд-хенд стабилен и продолжает расти. Однако при переориентации российских автобизнесменов на 3-5-летние автомобили средняя стоимость машины на приморском рынке неизбежно возрастёт как минимум на 10-15 проц. – просто в силу того, что трёх- или пятилетняя машина при прочих равных условиях несколько дороже, нежели шести- или семилетняя.
Мы помним, как в начале мая подлил масла в огонь сенатор Владимир Фёдоров, в очередной раз заявивший о необходимости запрета праворульных машин. Но сегодня уже понятно, что выдавливание правого руля ведётся и будет вестись другими, не столь радикальными (на первый взгляд) способами. Возможное повышение пошлин на ввоз автомобилей старше пяти лет – тому подтверждение.
Автор: Василий Авченко Олегович