Владивосток на безымянной высоте

Небоскрёбы во Владивостоке… Для некоторых жителей города желанная мечта, чтобы столица Приморья походила на крупнейшие города мира. Однако для экспертов строительной отрасли появление во Владивостоке высотных зданий – очень дискуссионный вопрос...

27 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2343 от 27 май 2008
b96bcad259884fa6ede0a49422810480.jpg

Небоскрёбы во Владивостоке… Для некоторых жителей города желанная мечта, чтобы столица Приморья походила на крупнейшие города мира. Однако для экспертов строительной отрасли появление во Владивостоке высотных зданий – очень дискуссионный вопрос.

Если честно, так до конца и не стало ясно, почему темой региональной конференции в рамках Приморского строительного форума, прошедшего на прошлой неделе во Владивостоке, стало высотное строительство. Где, сколько и когда будут строить высотных домов, так и не прозвучало. В немногочисленных проектах в холле здания администрации Приморского края многообразия небоскрёбов не было представлено. Напротив, одна из строительных компаний представила проект комплексной малоэтажной застройки (то есть коттеджи с инфраструктурными объектами) в районе Синей сопки на границе Владивостокского и Артёмовского городских округов. Но обратимся к мнению специалистов по поводу высотного строительства во Владивостоке.

Владимир БЛАЖКО, главный научный сотрудник ЦНИИЭП «Жилище», г. Москва:

- Старый Владивосток (то есть исторический центр города. – Прим. авт.) с его ортогональной системой улиц, которая приспособлена для обороны, не предусмотрен для застройки высотками. Если построить высотку, она станет мишенью, по ней ударить - она перекроет все улицы. Впрочем, сейчас перед городом не стоят оборонительные задачи. Сейчас главная проблема – это строительство жилья, а высотные здания под жильё могут строиться только в том случае, когда наблюдается острый дефицит земли. Если есть возможность развиваться, расширяя границы города, тогда строительство высоток просто необоснованно. В таком случае наиболее выгодной будет плотная малоэтажная (относительно высоток. – Прим. авт.) застройка. Это 15-17-этажные дома с грамотной планировкой.

В высотных зданиях, конечно, жить некомфортно. Потому что, во-первых, происходит колебание здания, особенно при таких ветровых нагрузках, как во Владивостоке. Не исключены шумовые помехи. Во-вторых, возникают большие проблемы при эвакуации при пожаре. А если предусматривать случай теракта, что тоже необходимо, то если, к примеру, будет взорван лестнично-лифтовой узел, эвакуация из дома будет практически невозможной. В таких домах в основном стоят кондиционеры, то есть природного воздуха там нет. Кроме того, высотки производят давящее впечатление, негативно влияют на психику человека.

Высотки не решают жилищных проблема граждан. Во всём мире в основном принято использовать высотки под офисы. Тогда и проблема эвакуации (особенно ночью) не стоит так остро. Небоскрёбы решают прежде всего проблемы людей, которые вкладывают в них деньги, инвесторов. Высотка – как нефтяная скважина. Она приносит очень большой доход. Во Владивостоке же, насколько я знаю, ветхий жилой фонд, я слышал, он составляет более 50 процентов. Извините, о каких высотках тогда идёт речь? Надо вкладывать в развитие сетей, коммуникаций. А высотки пусть строят люди, у которых есть деньги. Но их надо ставить под жёсткий контроль, чтобы застройка не была беспорядочной. И главная проблема города в этом плане заключается в том, что у вас нет главного архитектора и генерального плана.

Людмила ДАВЫДЕНКО, президент объединения строителей «Властра», г. Владивосток:

- Хочется поставить знак вопроса в тезисе о необходимости высотного домостроения во Владивостоке. Я изучала вопрос развития высотного строительства в АТР и пришла к выводу: технический прогресс в таком строительстве наших соседей (Япония, Китай) определяется и мотивируется высокой плотностью населения.

Стоит ли нам в поиске путей собственного развития брать за образец чужие проблемы? Не лучше ли исходить из собственных возможностей?

Сегодня одни определяют Владивосток как дальневосточную столицу России, другие как ворота России в АТР. Согласитесь, эти понятия предусматривают разные функциональные обязанности. Владивосток был форпостом на Тихом океане, затем городом-портом, а сейчас начинаем говорить о нём как о центре международного сотрудничества. Военные потихоньку освобождают занимаемые позиции, и можно только приветствовать эту неторопливость до наведения порядка в системе распределения земель и контроле за их эффективным использованием в интересах и государства, и всего населения Приморского края.

Однако этим наши возможности не ограничиваются. На фоне гигантских урбанистических проектов Японии и Китая высотою в 1-4,5 км, с искусственной жизненной средой Приморье может стать оазисом, родником для жаждущих отдохнуть от каменных джунглей АТР. Живая природа – вот главное достоинство нашего края.Не все знают, что на территории Приморского края проживают люди 128 национальностей. Сколько из них представлено в архитектуре наших городов и посёлков? Ответ очевиден.

И вот здесь есть чему поучиться у Поднебесной. Китайские кварталы, «чайна-тауны», распространились по всему миру. Их архитектурная выразительность и яркий национальный стиль способствуют продвижению китайских товаров не меньше, чем цена.

А 128 национальных кварталов в одном городе – это круто! И очень интересно! При условии, что каждый проект – это высокохудожественное воплощение национальной культуры в архитектуре, а не лубочно-закусочная стилизация...

Отметим, что противников высоток при отсутствии острой необходимости их строительства среди экспертов достаточно. А вот мнение «за» не прозвучало вообще. Критика строительства высоток на владивостокской земле только поддерживалась. Действительно, городу есть куда развиваться, зачем нам нужны эти «клыки»? Сегодня города с большой историей обращаются к идее сохранения культурно-исторического ядра города. Пока у Владивостока ещё осталось собственное «лицо», хотя и оно изрядно «подпорчено» невписывающимися новостроями. Но положение можно изменить. Так кто же вообще поднимает тогда вопрос о небоскрёбах?

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна