Путина закончилась, проблемы дальневосточных рыбаков остались

Лимиты на вылов минтая в Охотском море Преображенской базой тралового флота выбраны на 98 процентов. Это один из лучших показателей среди компаний Дальневосточного бассейна. Не смогли помешать и негативные факторы - слабые подходы рыбы, затяжные шторма в

23 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2342 от 23 май 2008
14219ba7c98a254e6ab9771afd5c3e2f.jpg

Лимиты на вылов минтая в Охотском море Преображенской базой тралового флота выбраны на 98 процентов. Это один из лучших показателей среди компаний Дальневосточного бассейна. Не смогли помешать и негативные факторы - слабые подходы рыбы, затяжные шторма в начале путины и сложная ледовая обстановка.

Вот какую оценку работе преображенских рыбаков дал генеральный директор ОАО «ПБТФ» Арслан Висаидов.


- Все экипажи добывающих и перерабатывающих судов достойны самых высоких похвал. Особенно хочу отметить вклад коллектива рыбозавода «Всеволод Сибирцев». В числе лучших были экипажи средних траулеров «Седанка» (капитан Валентин Лебедев), «Механик Романча» (Сергей Брянский), «Сорочинск» (Алексей Шунькин), «Самоцвет» (Анатолий Шипкевич). Отлично отработали БМТР «Бухта Преображения» (Александр Вайнутис) и БМРТ «Коканд» (Сергей Алексеев).

- Арслан Изатович, это правда, что последние экспедиции не принесли предприятию ощутимой выгоды?

- Непогоду наши экипажи научились преодолевать. А вот с экономическими трудностями бороться сложно. И здесь в первую очередь на финансовых показателях предприятия сказался непрерывный рост стоимости энергоносителей. За один только 2007 год цены на солярку и мазут выросли в 2,5 раза. На сегодняшний день стоимость топлива в общих затратах уже достигла 65-70 процентов. С учётом падения курса доллара на внутреннем и внешнем рынках, океаническая рыбалка для россиян становятся убыточным бизнесом – ведь стоимость выпускаемых морепродуктов осталась без изменения. Это касается не только ПБТФ, но и всех промысловых компаний. Никто не будет работать себе в убыток. Если государство не вмешается в ситуацию, то наступит период, когда в один не самый прекрасный момент флот не выйдет в море. Мало того, что люди останутся без зарплаты, а предприятия разорятся, это будет позор для страны с богатейшими запасами углеводородного сырья.

- Как предприятие будет противостоять неудержимому росту цен на ГСМ?

- Сейчас руководство компании рассматривает вопрос о работе во втором полугодии. И мы вынуждены признать, что выходы в море на сельдевую и лососёвую путины становятся экономически нецелесообразными. Это значит, что люди не смогут увидеть на прилавках магазинов полезную и относительно недорогую рыбопродукцию. Конечно, постановка флота к причальной стенке скажется на финансовых показателях предприятия, налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней и на заработках рыбаков.

В сложившейся ситуации принято решение о продаже плавбазы «Советское Приморье». Она работает на светлом, а значит, на более дорогом дизельном топливе. Ей на смену ищем другое судно из разряда крупнотоннажных траулеров. Но таких нет даже на вторичном рынке. А те, что выставляются для продажи, уже в возрасте 15-20 лет со дня постройки и сами являются физически и морально устаревшими. Дефицит флота на рынке продажи предполагает их высокую стоимость, а поскольку потом необходимо перевооружение приобретённого судна, предприятие вновь будет поставлено в сложные условия.

- Какой же выход?

- Решение проблемы только в развитии отечественного судостроения. И я об этом говорю уже в течение пяти лет с различных трибун. Но, кроме деклараций о необходимости возрождения отрасли, пока ничего нет. А через 3-4 года не будет и российского рыбацкого флота.

Заложниками ситуации станут жители страны, которые перестанут получать необходимые белковые продукты. Когда это случится, государство начнёт принимать какие-то меры, оказывать помощь, к примеру, в приобретении топлива по более низким ценам. Вот только кому помогать, ведь большинство компаний к тому времени прекратят своё существование?