Вернуть память. К этому призывают моряки

ОАО «Дальневосточное морское пароходство» выступило с инициативой строительства храма-часовни на Морском кладбище Владивостока. Идея, собственно говоря, не нова. Она обсуждалась ещё несколько лет назад, когда компания готовилась отметить свой 125-летний ю

22 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2341 от 22 май 2008
041af7e8145b41352025cf892a487a28.jpg

ОАО «Дальневосточное морское пароходство» выступило с инициативой строительства храма-часовни на Морском кладбище Владивостока.

Идея, собственно говоря, не нова. Она обсуждалась ещё несколько лет назад, когда компания готовилась отметить свой 125-летний юбилей. По ряду причин тогда осуществить этот замысел не удалось. Однако идея за это время никуда не делась, и в течение прошедших трёх лет активная подготовительная работа не прекращалась ни на минуту.

За это время все необходимые документы прошли этапы оформления и экспертизы – сделан землеотвод, готов проект, получивший благословение епископа Владивостокского и Приморского Вениамина. В ближайшее время здесь - в районе нынешнего разворотного кольца на въезде в мемориальную часть кладбища - начнутся земляные работы.


Стоит подчеркнуть, что идея, выдвинутая старейшей и крупнейшей на бассейне судоходной компанией, имеет двойной смысл. Во-первых, с давних времён места массовых захоронений русских моряков осенялись православным крестом, независимо от того, где это захоронение произведено. Так, к примеру, православная часовня осеняет крупнейшее в Японии русское кладбище в городе Нагасаки, где похоронены многие участники Цусимского сражения.

Во-вторых, строительство часовни на Морском кладбище – это возвращение к истокам. Для того чтобы понять это, надо лишь вспомнить историю, забывать которую мы не вправе.

Морское кладбище Владивостока, первоначально называвшееся Братское военно-морское кладбище, начало формироваться на территории, принадлежащей военно-морскому ведомству, в 1905 году, когда возникла необходимость произвести ряд братских захоронений моряков кораблей Сибирской флотилии, погибших в Русско-японскую войну. Вскоре, в 1908 году, на средства военно-морского ведомства на кладбище был сооружён храм, освящённый архиепископом Евсевием во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Автором проекта стал военный инженер Андрей ИСАНОВ. Храм, вмещавший до полутора сотен человек, размещался на пригорке у стыка двух дорог, где сейчас находится могила первого начальника поста Владивосток Евгения БУРАЧЕКА.

Ещё через 3 года у алтарной части храма было произведено перезахоронение 15 моряков крейсера «Варяг» и воздвигнут памятник.

В 1919 году на базе храма была создана женская монашеская община, которая просуществовала до 1928 года, когда решением Владивостокского горсовета она была расформирована, а кладбище было передано в ведение горкомхоза.

И ещё целых полвека крепкое сооружение бывшего храма использовалось в качестве служебного здания, пока наконец не было снесено в 1980 году.

…Сегодня возле того места, где располагался храм, мемориальная зона Морского кладбища. Здесь – братские захоронения моряков с теплоходов «Тикси», «Тавричанка», «Большерецк», здесь же похоронены жертвы авиакатастрофы под Иркутском и сотрудники Сбербанка, погибшие во время пожара; рядом могилы АРСЕНЬЕВА и ЩЕТИНИНОЙ, писателей ХАЛИЛЕЦКОГО и РОМАНОВСКОГО, полярного капитана ГОТСКОГО, других известных людей.

…В ОАО «Дальневосточное морское пароходство» прекрасно отдают себе отчёт в том, какую ответственность приняла на себя компания, решившись на реализацию столь непростого проекта, насколько серьёзна поставленная задача. Однако, реально просчитав собственные силы и возможности, в пароходстве считают, что цель вполне достижима; более того, производственно-строительный график показывает, что если в ближайшее время начнётся активная фаза работ, то до наступления зимних холодов (т.е. уже в этом году) часовня в целом будет построена.

Вместе с тем в «ДВМП» не скрывают и того факта, что работы можно было бы существенно ускорить, если бы к участию в возведении храма-часовни подключились и другие организации и компании. Церкви в России всегда строили всем миром; значение же Морского кладбища в истории и нынешней жизни Владивостока таково, что по-хорошему возводящаяся часовня конечно же должна бы стать плодом коллективного труда, общих усилий.

Как выяснил корреспондент «В», Владивостокское морское собрание, активно поддержавшее идею строительства храма, уже направило десятки соответствующих писем-обращений в различные компании краевого центра; в первую очередь, конечно, судоходные, но не только. Надо полагать, общественность – и не только морская – с глубоким пониманием отнеслась бы к такому повороту событий, если бы активное участие в реализации проекта приняли, к примеру, местное управление Сбербанка и компания «Владивосток Авиа».

В проекте учтены специальные памятные доски, на которых будут отображены имена всех жертвователей, названия фирм - участниц строительства.

Впрочем, обязывать здесь никого нельзя; любые пожертвования на храм – дело сугубо добровольное. Да и в пароходстве подчёркивают, что, в принципе, готовы управиться – пусть за более длительный отрезок времени – и собственными силами. Благословение владыки получено, проект готов, решимость есть – время начинать!