Точка (не)возврата
Политический театр, персонажи и мизансцены которого меняются перед нами с калейдоскопической быстротой, похоже, слегка заслонил собой события, на мой взгляд, куда более важные. Я имею в виду разворачивающуюся во Владивостоке на наших глазах эпопею мостост
Политический театр, персонажи и мизансцены которого меняются перед нами с калейдоскопической быстротой, похоже, слегка заслонил собой события, на мой взгляд, куда более важные. Ситуации вокруг властных кресел – штука, конечно, по-своему интересная, но есть и другие вещи, ценность которых останется таковой, надеюсь, и через тридцать, и через пятьдесят лет. Я имею в виду разворачивающуюся во Владивостоке на наших глазах эпопею мостостроительства.
Тендер на строительство моста через Золотой Рог, как известно, был объявлен департаментом дорожного хозяйства Приморского края 29 апреля. Источники, заслуживающие доверия, говорят, что уже 30-го активный интерес обозначил целый ряд крупных зарубежных строительных компаний. До окончательного подведения итогов конкурса осталось чуть больше месяца – в конце июня мы узнаем название компании, которая станет генеральным подрядчиком. А значит, уже в июле начнутся – не бумажные, а вполне реальные и осязаемые – первые строительные действия.
В эти же дни произошло и другое знаменательное событие: получено положительное заключение Главгосэкспертизы на проект второго моста – на остров Русский через пролив Босфор-Восточный. И здесь, как ожидается, в ближайшее время будет объявлен тендер на строительство; и здесь через пару-тройку месяцев может закипеть работа.
В авиации есть такой известный термин – точка возврата, - подразумевающий максимально возможную дистанцию удаления, с которой самолёт ещё может вернуться на базу. Вот эту самую точку возврата мы проходим именно сейчас; после этого уже возможно только движение вперёд. Разлепить пельмени, втянуть дым в трубу и засунуть дрова в исходное положение уже не удастся; особенно если в дело войдёт серьёзный иностранный строительный бизнес.
Большая стройка по определению вызывает и массу больших вопросов. Каков конкретный и полный список строений (жилых и нежилых), подлежащих сносу и расселению в районе фуникулёра и Детского парка? Каков шанс российских (а значит, платящих налоги в наши бюджеты) компаний получить свои производственные объёмы в строительстве, транспортировке грузов и т.д.? Будут ли переносить памятники Пушкину и морякам торгового флота, которые по воле проектировщиков вскоре окажутся «под мостом»? Где можно ознакомиться с результатами экологической экспертизы перемещения через центральную часть Владивостока сотен тысяч тонн разномастных строительных материалов? Кто будет привлекаться в качестве основной квалифицированной рабочей силы (а это тысячи рабочих рук), учитывая, что в этой самой силе мы уже сегодня испытываем весьма острый дефицит?
Можно легко сформулировать ещё десяток-другой подобных вопросов. Ответы на них мы уже ищем и продолжим искать, чтобы вынести их на страницы «В». По тому, как скоро это получится, можно будет судить не только о компетентности, но и об открытости нашего чиновничьего аппарата.
Автор: Андрей Островский Вадимович