Пенсионная реформа: государство предлагает баш на баш

Уже со следующего года государство примет активное участие в формировании пенсионных накоплений граждан. На каждую отложенную гражданином на пенсию 1000 рублей государство добавит столько же. В государственной программе может поучаствовать абсолютно любой

20 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2339 от 20 май 2008

Уже со следующего года государство примет активное участие в формировании пенсионных накоплений граждан. На каждую отложенную гражданином на пенсию 1000 рублей государство добавит столько же.

Общий принцип закона № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» определил год назад президент в своём Послании Федеральному собранию: к каждой тысяче рублей добровольных дополнительных пенсионных взносов работника государство добавит ещё столько же из бюджета. При этом существуют два требования: взнос работника должен быть не меньше 2 тысяч рублей в год, а государство добавит не больше 12 тысяч рублей в год. Поэтому эту программу в народе окрестили «тысяча на тысячу».

В государственной программе может поучаствовать абсолютно любой работник, включённый в систему обязательного государственного пенсионного страхования.

Важно, что в программе могут принять участие и работающие пенсионеры. Только для них предусмотрены более выгодные условия. К каждой отложенной тысяче государство добавит четыре. Однако есть и жёсткое условие такой схемы: гражданин должен отодвинуть срок оформления и получения трудовой пенсии на всё время своего участия в программе добровольного накопления.

Для того чтобы принять участие в программе, необходимо написать заявление по месту работы. Со следующего месяца бухгалтерия вашего предприятия начнёт вычитать из зарплаты указанную в заявлении сумму и отправлять её в Пенсионный фонд. Можно также обратиться с заявлением непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства.

Стоит отметить, что в такой программе государство активно призывает поучаствовать и работодателей. Причём сумма взносов здесь вообще не регламентируется.

Программа рассчитана минимум на 10 лет, а вступить в неё можно в любой момент в течение пяти лет: с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года. Таким образом, написав заявление до конца нынешнего года и начав перечислять взносы с 1 января 2009 года, в 2010 году можно будет получить соответствующую сумму со стороны государства. При этом у работника остаётся возможность приостановить платежи и возобновить их в любой момент. Инвестировать эти средства можно будет так же, как и накопительную часть будущей пенсии: либо оставить по умолчанию в государственной управляющей компании, либо перевести в частную или негосударственный пенсионный фонд. К слову, сумма таких накоплений наследуется.

Комментарий специалиста

Заместитель исполнительного директора НПФ «ПОРТ – ГАРАНТ» Марина ПЕТРОВА:
- В целом закон, конечно, является определённым шагом на пути решения проблемы стремительного падения уровня жизни людей, выходящих на пенсию после прекращения трудовой деятельности. И это, безусловно, лучше, чем молчание, которое власти много лет хранили в отношении состояния и перспектив пенсионного обеспечения в стране. Положительным моментом является и то, что предусмотренный в законе порядок «встраивается» в уже действующую в стране пенсионную модель без измотавших нас за последнее время «реформ».

Конечно, оценить, насколько востребовано будет у будущих пенсионеров предложенное государством нововведение, станет возможно только через год–два, однако уже сегодня можно предположить, что общество примет его не быстро и не просто. Страховые взносы на накопительную часть пенсии формируются уже седьмой год, а закон, регулирующий порядок выплаты этой части пенсии, до сих пор не принят. Как можно принимать решение о перечислении собственных средств, если вопросы будущих выплат остаются открытыми? Перечислив свои средства сегодня, что и когда получит человек? Смогут ли получить эти накопления его правопреемники, если с ним что-то случится после назначения пенсии? На мой взгляд, это самая серьёзная проблема для претворения закона в жизнь. Особенно это существенно для тех, чей пенсионный возраст уже наступил. Им закон предлагает отказаться от назначения пенсии в установленный срок в обмен на увеличение накоплений (да ещё и за счёт собственных средств), причём неясно, когда, как и кто сможет воспользоваться этими накоплениями. Многие пока склонны предпочесть «синицу в руках».

Малоинтересным закон представляется пока и для работодателя. Для них более привлекательной является реализация корпоративной пенсионной программы, в которой в комплексе можно решать задачи мотивации сотрудников.

Так же, как и семь лет назад, когда принимались законы о пенсионной реформе, не предусмотрено проведение разъяснительной работы. Кто возьмёт на себя роль «локомотива»?

На мой взгляд, больший эффект для стимулирования наших граждан к тому, чтобы самостоятельно откладывать на свою пенсию ещё в трудоспособном возрасте, имело бы предоставление налоговых льгот для реализации корпоративных дополнительных пенсионных программ. Это программы, в которых работодатель на условиях софинансирования перечисляет на дополнительное пенсионное обеспечение работников средства в зависимости от критериев, принятых в этой организации для всех её работников. Большой опыт этой работы накоплен у нашего фонда. Пенсионные правила фонда регулируют и вопросы формирования накоплений, и выплаты пенсий, и выплаты правопреемникам.

Распространение практики внедрения в различных организациях таких дополнительных пенсионных программ сдерживается только отсутствием налоговых льгот. Начисление ЕСН на платежи работодателя по дополнительному пенсионному обеспечению делает его слишком дорогим для многих организаций, которые приняли бы такие программы при наличии льгот. Тем более что за годы реализации пенсионной реформы существенно развилась и укрепилась инфраструктура системы негосударственного пенсионного обеспечения, разработана законодательная база регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Да и с точки зрения стоимости реализации «децентрализованное» государственное стимулирование дополнительного пенсионного обеспечения за счёт предоставления налоговых льгот стоит гораздо дешевле, чем предложенное в новом законе софинансирование с общероссийским учётом в ПФР и ежеквартальной отчётностью.