Музеи: плыть уже некуда…
Наталья ТОЛСТАЯ, учёный секретарь Государственной Третьяковской галереи, привезла во Владивосток мультимедийный проект «Библейские эскизы Александра ИВАНОВА»..
Наталья ТОЛСТАЯ, учёный секретарь Государственной Третьяковской галереи, привезла во Владивосток мультимедийный проект «Библейские эскизы Александра ИВАНОВА».
- Мы победили в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», - говорит Наталья Владимировна. - В финале конкурса мы познакомились с музейщиками Владивостока, которые и пригласили нас в гости.
- Сегодня выставка «Библейские эскизы» проходит в тех залах, где ещё недавно выставлялось актуальное современное искусство… Соперничают ли меж собой классика и авангард?
- У каждого – свой зритель. Но заметьте – проект «Библейские эскизы» и выставка «Будущее зависит от тебя. Новые правила» пользуются одними и теми же техническими средствами: проекторы, экраны. Но наш проект выходит даже более революционным, потому что мы классическое наследие транслируем через современные средства. И в этом есть смелость и новизна.
- Как учёный секретарь Третьяковки можете представить ситуацию, когда в стенах вашей галереи будут висеть работы ДУБОССАРСКОГО, МАМЫШЕВА-МОНРО?
- Они уже висят. Считается, что в музей должно попадать уже отстоявшееся искусство, но и ВИНОГРАДОВ, и Дубоссарский, и КУЛИК, и Мамышев-Монро уже давно работают, это состоявшиеся художники и войдут в историю русского искусства. И у нас, и в Русском музее есть отделы новейших течений, своего рода отстойники, в которых фильтруются картины, что-то хранится временно, а самое ценное попадает в хранилища. Это искусство быстро растёт в цене, и, если его сразу не покупать, потом это просто будет невозможно. Между прочим, так же поступал Павел ТРЕТЬЯКОВ, который забирал работы прямо из мастерских.
- Отчего же, если вопрос о том, «искусство это или нет», уже решён, возникают скандалы, подобные тому, что случился с Синими Носами?
- Вот насчёт них вопрос ещё не решён (улыбается). Мне их творчество нравится, оно бодрое.
- Имеет ли право государство вмешиваться в составление коллекций, выставок?
- Если даёт на это деньги, то да. Но оно, как правило, ничего не даёт или выделяет сущий мизер. На эти деньги нельзя купить ничего. На нашу закупочную политику куда больше влияет мнение попечительского совета галереи.
Что касается скандала с СОКОЛОВЫМ… Личное субъективное мнение чиновника, высказанное «на прессу», вдруг становится истиной в последней инстанции, вот это некрасивая история. Конфликт не разрешён до сегодняшнего дня, и отношения у галереи с министром не самые лучшие.
С другой стороны, этот скандал принёс колоссальный успех выставке в Париже, продажи русских художников взлетели до небес.
- Легко ли Третьяковка вошла в рынок?
- Как и все. На себе всё почувствовали. Правда, нам всегда платили зарплату. Пусть мизер, но всегда. А вообще ситуация с выходом на рынок научила музеи зарабатывать на лекциях, специальных программах, сувенирах, издательском деле. Ещё одним источником дохода для нас была научная деятельность – в галерею картины приносили на экспертизу, недавно министерство культуры нам и это запретило…
Словом, мы стараемся своё счастье ковать своими руками. Правда, как только мы научились это делать, зарабатывать, возникли у чиновников разговоры, что нашу прибыль нужно отдавать в общий котёл и там делить… даже не между музеями, а между некими людьми… И это обескураживает. Бросили нас - мы научились плавать, а оказалось, что плыть некуда…
- Приходят ли к вам молодые посетители?
- Проблем с посещаемостью у нас никогда не было. Но чтобы привлечь молодых, мы проводим специальные программы с молодыми дизайнерами, например, лекционные курсы о современном искусстве… А для москвичей, которые работают допоздна, раз в неделю открыты до 22.00. «Четверги допоздна» очень популярны.
- С оптимизмом ли вы смотрите в музейно-галерейное будущее России?
- Стараюсь. Смущает то, как активно в музейную жизнь лезут разного рода чиновники. Вот министерство труда и социального развития недавно выпустило дивную инструкцию, какие должности могут быть в музее, театре, цирке и так далее. И по тому, какие должности мы там увидели, было ясно, что составители инструкции в музее в последний раз были тогда, когда их водила мама за ручку. Очень жаль, что нас рассматривают как развлекательные центры, а не как научные организации. Да, мы научились зарабатывать и развлекать, но не лишайте нас возможности думать!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ