Жить, танцуя. И – улыбаться!

Слово «бабушка» никак не вяжется с обликом Ольги АНИСИМОВОЙ, хореографа, руководителя театра танца «Вдохновение». И вряд ли бы оно пришло в голову, если бы сама обладательница этого «звания» радостно не сообщала об этом при каждом удобном случае.

7 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2333 от 7 май 2008
218efa625d74e237080120d40d6f7d85.jpg

Слово «бабушка» никак не вяжется с обликом Ольги АНИСИМОВОЙ, хореографа, руководителя театра танца «Вдохновение». И вряд ли бы оно пришло в голову, если бы сама обладательница этого «звания» радостно не сообщала об этом при каждом удобном случае.

Приморская Майя ПЛИСЕЦКАЯ (так называли её на пике популярности в 60-70-е гг.) по-прежнему грациозна, обаятельна, с лучезарной улыбкой, прямой спиной и летящей походкой. Восемь обожаемых внуков (вот-вот появится девятый), как в своё время шестеро детей, - сцене не помеха. Наоборот. Это её любовь, восторг, жизнь. А танец – особый мир, которому нет границ. Ольга Анисимова неразлучна с ним уже полвека. Кто-то верно подметил: «Она танцует восторг!». Так оно и есть. Праздничный концерт в Пушкинском театре, посвящённый 50-летию её творческой деятельности, ещё раз подтвердил это шквалом оваций.

Детский вопрос

- Ольга Ильинична, как вы справляетесь с такой большой семьёй при вашей артистической профессии?

- А кто сказал, что с детьми нужно справляться? Просто любите их. Это такое счастье наблюдать, как они растут, взрослеют. Скажу сразу, никто из шестерых не выбрал мою профессию (вся надежда на внуков), хотя каждый в своё время танцевал в хореографическом ансамбле «Эвридика», который возглавляла в течение 20 лет, на заводе «Радиоприбор». Все мои сыновья и дочери с детства полюбили театр. Главное в воспитании – не давить на ребёнка, не пытаться «перекраивать» его на свой манер. Чтобы не заступить путь. У каждого он свой.

- А когда дети выросли и стали разлетаться из домашнего гнезда, вы тяжело это переживали?

- К каждой матери приходит такое испытание. Его надо принять и дать детям свободу. Во Владивостоке сейчас живут два сына - старший Дмитрий и младший Илья и четверо внучат. Две дочери - Анечка (у неё двое чудных деток) и Настенька - в Москве, сын Станислав – в Санкт-Петербурге. Средняя Алёнушка – в Японии, она переводчик. Сейчас ждёт малыша. Кто-то добавится к нашим Оксаночке, Настеньке, Ксюшеньке, Антошке, Вовочке, Лёвушке, Ладушке, Марьянушке?

Мы знаем: у нас есть большая семья, которая всегда поддержит и поможет.

И ещё. Когда осталась одна с шестью ребятишками, именно они-то и помогли выжить.

О личном

- Произошло что-то страшное?

- Как сказать. Первому мужу я сама предложила расстаться, когда на руках уже были два сыночка: Дима и Станислав. И даже не сказала, что жду третьего ребёнка (несколько месяцев спустя родилась Анечка). Он был замечательный человек, но безумно ревновал меня к танцу. Однако судьба сыграла со мной злую шутку. Второй муж тоже оказался неисправимым ревнивцем. Нам пришлось расстаться, когда в семье подрастали ещё Алёна, Настенька и готовился появиться на свет Илюша…

Жили мы с детьми не просто. Работать приходилось в буквальном смысле слова за троих – в трёх местах. Но всё самое необходимое (и конфеты тоже) было в доме всегда. Как, впрочем, и школьные принадлежности, игрушки, телевизор.

Научилась чинить развалившийся стул, мастерить кукольную кроватку. Танцевальные костюмы придумывала сама ещё с молодости. И шила тоже, этому меня мама научила. И до сих пор не гнушаюсь этим занятием, сейчас обшиваю своих танцоров из «Вдохновения». И артистам, и зрителям нравится.

- Если бы можно было повернуть время вспять, вы распорядились бы своей личной жизнью иначе?

- Нет. Я ни о чём не жалею. Отказаться от мужей - смогла, от сцены – нет. Танец - единственный мой верный друг, который вот уже полвека преданно идёт со мной рука об руку.

По характеру - Кармен

- Известно, во время гастролей во Владивостоке Бурятского театра оперы и балета в конце 60-х главный режиссёр, увидев вас на сцене, предложил танцевать главные партии. Вы отказались. Почему?

- Во-первых, на руках были двухлетний Дима и билет в Ленинград. Я ехала поступать в Институт культуры им. Н. К. Крупской на отделение хореографии. Экзамены выдержала, но полный курс окончить так и не удалось… По семейным обстоятельствам. Снова вернулась во Владивосток. И продолжала танцевать и работать хореографом.

- Ольга Ильинична, чем бы ещё вы могли заниматься в жизни кроме танцев?

- Ничем. Я танцевала с раннего детства, даже во сне. Первой учебной площадкой был Дворец пионеров. С тех пор танец просто неотделим от меня, это всё равно что отнять сердце. В это трудно поверить, но я даже ноги никогда не стирала, как бы много ни работала: на сцене или у станка. (Ольга Ильинична вычерчивает носком очередное «па». Нога в туфельке на высоком каблуке совсем крохотная – 35-й размер.)

Я ещё училась в десятом классе, когда пришла в народный театр музыкальной комедии. Танцевала в «Вольном ветре», «Белой акации», «Трембите», позже – в «Бахчисарайском фонтане», «Вальпургиевой ночи».

- А была роль-мечта?

- Кармен. Но танцевать её в молодые годы мне не довелось. Проявила «испанский» характер, доказывая, что здесь нужны каблучки, а не пуанты. Уже много лет спустя сама поставила испанскую сюиту. Первая часть – цыганская - мне ближе по крови: мой батюшка был цыганом.

Не потерять улыбку

- Что помогает в жизни?

- Улыбка. Она даёт и силу, и лёгкость. Это мои спасение и защита. Улыбка держит спину и характер. Когда однажды её потеряла, думала, что умру. Невестка Алёна, родив внучку Ксюшу, прямо из роддома привезла её ко мне. И сказала: «Хочу, чтобы ты первая взглянула на неё и подарила ей свою улыбку».

И ещё. Как говорили мудрецы: «Трудное надо сделать привычным. Привычное – лёгким. Лёгкое – приятным». Это формула, по которой я живу уже много лет.

- Сколько времени вы теперь отдаёте танцам?

- Если говорить о театре танца «Вдохновение» - занятия идут три раза в неделю по три часа. Сюда приходят женщины и мужчины элегантного возраста и молодёжная группа. Моя задача не только в том, чтобы распрямить им плечи, помочь избавиться от остеохондроза, лишних килограммов. Главное – послать сердцам такой заряд радости и добра, которого бы хватило на много лет счастливой жизни. Пока у нас это получается.

Вообще хочу дать совет: тяжело на сердце – танцуйте, радостно – тоже. В этом какая-то особая мудрость бытия.

От редакции. Пока материал готовился к публикации, у Ольги Ильиничны появился девятый внук – Андрюша.

Автор: Тамара Калиберова Николаевна