Золотая душа Татьяны Данильченко

Спектакль «Sorry», который много лет шёл на малой сцене Приморского академического театра имени Горького, произвёл в свое время на автора этих строк неизгладимое впечатление. Малая сцена актёру ни соврать, ни сфальшивить не даёт – всё в двух шагах от зрит

7 май 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2333 от 7 май 2008
acf78fe993bb5bd70580921cc4cb24ea.jpg

Спектакль «Sorry», который много лет шёл на малой сцене Приморского академического театра имени Горького, произвёл в свое время на автора этих строк неизгладимое впечатление. Малая сцена актёру ни соврать, ни сфальшивить не даёт – всё в двух шагах от зрителей, любую фальшь заметят. Народные артисты России Анатолий БУГРЕЕВ и Татьяна ДАНИЛЬЧЕНКО в этом спектакле были великолепны. Изумительны.

Впрочем, Татьяна Данильченко, которой на днях исполнилось 65 лет, всегда была потрясающей актрисой. И не только. В юбилейные дни Татьяны Михайловны мы решили дать слово людям, которые знают её очень давно, любят, ценят. И не соврут. Аплодисменты в вашу честь, Татьяна Михайловна!

Цецилия РЕШЕТНИКОВА, одноклассница:

- Вместе с Танечкой мы учились с первого класса в гимназии № 1. Танечка всегда была яркой. И удивительно пела! У нас в школе был хор, куда всех учеников загоняли, а Таню – приглашали, и её голосок звенел, как хрустальный.

У нас в классе многие решили свою жизнь ещё в школе: Лида сказала, что будет химиком, - и теперь доктор химических наук. Таня – что будет актрисой, и теперь – народная артистка. И весь класс в неё верил. Мы всегда были дружны, и до сих пор встречаемся классом, мы смотрели все спектакли с её участием, потом с детьми ходили, с внуками, потом уж дети и внуки сами... И не подумайте, мы вовсе не всегда хвалили! Наша подруга Любочка могла резко так сказать: «Тань, ты тут чего-то не того…». И Таня никогда не «включала звезду», интересовалась нашим мнением.

Таня проста в общении, её знают все мои коллеги, друзья, дети и внуки называют «тетей Таней», она по сути член семьи. Иногда люди спрашивают: это правда народная артистка? Правда, отвечаю. Надо же, говорят, такая милая, такая воспитанная и приятная женщина!

Галина ОСТРОВСКАЯ, театральный критик:

- Татьяна, конечно, яркая страница в летописи нашего театра. Девчонкой совсем пришла в студию – хорошенькая, как картинка! Мужчины просто сами падали и в штабеля укладывались. Ещё бы! Волосы сияют, ножки точёные, фигурка… И взгляд одухотворённый! Заметьте, она и сегодня потрясающе выглядит – следит за собой очень тщательно. Уважаю!

Но отнюдь не внешние данные заставили режиссёров обратить на Таню внимание. Не каждой студентке удаётся сыграть на втором курсе Аню в «Вишневом саде» - а она сыграла! Да как! Это была самая настоящая чеховская Аня, восторженная и мудрая одновременно. Когда встал вопрос, кого оставлять в театре после студии, было ясно – Таню обязательно оставляем.

Манкость, притягательность, изящество, женственность – все эти качества до сих пор присущи Тане. И талант при ней. Театру она отдала жизнь. Целиком и без остатка.

Нельзя сказать, что у неё так уж легко складывалась актёрская судьба. В какой-то момент она поняла, что амплуа инженю, все эти Лизочки-Манечки, молодость и задор в глазах, может прилипнуть к ней и убить как артистку.

И вот тогда – счастливый случай! - появилась пьеса РЯЗАНОВА и БРАГИНСКОГО «Сослуживцы». Когда Таня в первый раз её прочла, то решительно сказала режиссёру Юрию ЧЕРНЫШЕВУ: играть не буду. Она-то думала, что ей Верочку предлагают, секретаршу! А Тане предложили Калугину! Как молодая актриса Данильченко сыграла эту роль! Какая была дивная сценическая пара с Вадимом МЯЛКОМ! Изумительная игра! Хороша Таня была в «Разгроме», в «Стряпухе» и её продолжениях.

А её Клементина в «Забыть Герострата»? Она была истинная царица, величественная и яркая. А «Наш Декамерон»? Таня там на износ работала. Или Ольга Яковлевна в «Браво, Лауренсия»? Или Марта Брустер в «Мышьяк, вино и старые кружева»? Это же незабываемо!

За что я ещё люблю Таню Данильченко? За золотые руки и удивительную образованность. Большинство актёров – прости мою душу грешную, Господи, но я их знаю, как облупленных с первого курса – люди малочитающие, малообразованные. С ними говорить-то можно только о театре. А Таня – нет.

Ирина ЛЫТКИНА, заслуженная артистка России:

- Татьяну Михайловну я знаю очень давно. Помню её Аню в «Вишнёвом саде». Помню свои ощущения от этой роли – солнечный луч, иначе не назвать! Такая она и по сию пору. Татьяна Михайловна – очень интересная актриса. Актёры, знаете, учатся до конца жизни, и я училась у Татьяны Михайловны её восприятию мира, её безумной любви к театру, совершенно безудержной.

Мы работали в одних спектаклях, но партнёрами, к огромному моему сожалению, были нечасто. В постановке «Шестой этаж» и в «Мышьяк, вино и старые кружева». Не знаю, будет ли понятно читателям… Понимаете ли вы, что такое актёрские глаза – особенно когда мы на сцене? Одно дело, когда человек просто проговаривает свою роль, холодно, без души. А другое – когда он этим живёт. Вот Татьяна Михайловна как раз такая. С ней не просто приятно, с ней замечательно работать! Она втягивает тебя в жизнь, которая идёт на сцене.

Я люблю Татьяну Михайловну. Она обаятельный человек, замечательная актриса и воплощённая женственность. Полна юмора, знает столько актёрских баек и анекдотов – не зря Андрей ПРИСЯЖНЮК занимал её во всех своих комедиях. А такой кофе, как у Татьяны Михайловны, я нигде не пила. Он волшебный, поверьте. И потому к ней всегда приходят только хорошие люди.

Автор: Сергей Абарок Александрович