Синдром Сочи
С глубоким вниманием читаю в последнее время – особенно на полемичных Интернет-сайтах - все тексты, так или иначе связанные с подготовкой Олимпиады в Сочи. Не то чтобы я сильно переживал на тему – успеют ли построить к сроку все запланированные объекты...
С глубоким вниманием читаю в последнее время – особенно на полемичных Интернет-сайтах - все тексты, так или иначе связанные с подготовкой Олимпиады в Сочи.
Не то чтобы я сильно переживал на тему – успеют ли построить к сроку все запланированные объекты. Нет, это как раз меня мало волнует; вполне хватает своих, местных переживаний по поводу того, что саммит во Владивостоке должен пройти на два года раньше сочинских мероприятий, а у нас при этом, как говорится, ещё и конь не валялся.
Но особо интересует сочинский опыт в совершенно конкретном аспекте – изъятие земли под застройку. Нам-то ведь тоже этого не миновать. Конечно, порядок цен у нас немного другой – в Сочи, как известно, цена за сотку доходит до ста тысяч (так!) долларов. Но ведь все цены соотносимы и сопоставимы. Сейчас «застроечная» территория черноморского курорта превратилась в один большой скандал. Совершенно ясно, что при всех публичных и клятвенных заверениях о выкупе земли по рыночной цене «Олимпстрой» вряд ли станет это делать – тогда и на объекты ни копейки не останется. Но кто, по какому праву и руководствуясь какими правовыми механизмами будет изымать и компенсировать?
Недавняя инспекция МОК в Сочи уже была встречена плакатами и пикетами, что имело для России весьма неприятный резонанс в западных СМИ. До ситуации с китайским Тибетом и призывами бойкотировать Олимпиаду, понятное дело, далеко, но задуматься стоит. Особенно о публичности и гласности принимаемых решений, внятности применяемых механизмов.
А вот это всё нас касается абсолютно прямо.
Как ожидается, уже в июле начнётся реализация давней владивостокской мечты – строительство моста через Золотой Рог. Официально известно, что стартовая цена вопроса около 18 миллиардов рублей; окончательную цифру определит проходящий тендер. Но есть и другая цифра: предполагается, что 4 миллиарда рублей будет выделено на расселение горожан, чьё жильё пойдёт под снос. Вот о механизме этого расселения и хотелось бы знать детально и максимально публично.
Другой пример. В посёлке Поспелово (Русский остров) есть один 5-этажный дом. В Аяксе есть ещё один 5-этажный и один 3-этажный. Всё остальное – частные домовладения. Я был там в минувшие выходные. Сказать, что местные жители находятся в панике, значит, ничего не сказать. Самый распространённый, массово владеющий умами слух состоит в том, что одних – «частных» - будут сносить, как говорится, «в сборе»; других – «квартирных» - будут также «в сборе» расселять, чтобы поселить рабочих.
Где здесь ложь? Где правда? Власть молчит, набрав в рот воды.
Я, конечно, понимаю, что любители ловить рыбу в мутной воде никуда не делись. И чем мутнее вода, тем слаще может оказаться улов. Но в качестве улова в этой ситуации будут обычные владивостокцы, рядовые горожане с их привычными укладом жизни и средой обитания. Или они рассматриваются как никчемный мусор, который легко можно смахнуть в сторону?..
Автор: Андрей Островский Вадимович