Грузы на Русский: когда, как и откуда?
С какими бы сомнениями ни относились жители Владивостока к самой возможности проведения саммита АТЭС во Владивостоке и к предстоящей большой стройке, но целый ряд вопросов хоть медленно и тяжело, но переходит из красивых и заманчивых картинок в русло прак
С какими бы сомнениями ни относились жители Владивостока к самой возможности проведения саммита АТЭС во Владивостоке и к предстоящей большой стройке, но целый ряд вопросов хоть медленно и тяжело, но переходит из красивых и заманчивых картинок в русло практической реализации.
Один из таких вопросов: как будут доставлять гигантский объём строительных грузов к месту возведения объектов – на остров Русский? Известно, что мост на остров, даже если он будет, появится не раньше конца 2011 года, когда гостиницы и деловые объекты уже должны красоваться на живописных склонах. А значит, миллионы тонн цемента, щебня, песка, труб, металлоконструкций, кирпича нужно как-то доставить на стройплощадку.
В рамках подготовки к саммиту группой специалистов по заказу ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» разработан документ «Транспортная схема доставки строительных и инертных материалов на остров Русский». Привести его весь не представляется возможным в силу значительного объёма. К тому же ясно, что во многом это лишь весьма приблизительная схема – жизнь ежедневно вносит коррективы в практический ход подготовки к АТЭС.
Тем не менее основные «точки опоры» определены.
Большая часть грузов пойдёт к мысу Поспелова на Русском, где будет построен грузовой причал, от причалов Владивостокского морского торгового порта, а также из бухты Улисс, из Находки, Восточного и Славянки. К причалам ВМТП грузы будут подходить железной дорогой и частично автотранспортом (при том, что известно: пропускная способность дорог на Эгершельд минимальная).
Отправлять грузы железной дорогой напрямую со станции Угольной к бухте Улисс через тоннель, к сожалению, не представляется возможным: известно, что в ближайшее время он закроется на длительный плановый ремонт. В перевозке грузов, по предварительным данным, будут задействованы практически все судоходные компании Приморья, которые располагают необходимым флотом. Впереди строительство не только грузового и пассажирского причалов на Русском (в районе бухты Аякс), но и дополнительных причалов ВМТП.
Очевидно, что все сложнейшие вопросы, касающиеся большой стройки, ещё будут дорабатываться. Однако сегодня уже ясно, что схема доставки грузов имеет не только техническое значение. Она напрямую касается жизни и экологического состояния Владивостока и нас, его жителей. Как оценивают принятые решения специалисты? Редакция «В» планирует получить комментарии и от участников процесса – портовиков, перевозчиков, организаторов. Сегодня мы предоставляем слово независимому эксперту.
Виталий ВОЛЬТЕР, главный архитектор ПромстройНИИпроекта:
- Все технические вопросы подготовки к саммиту крайне важны: от них во многом зависит не только проведение международного мероприятия, но и создание целой инфраструктуры, которая в будущем должна работать на город и край. И вопросов множество. Конечно, вызывает большое опасение то, что осталось мало времени, требуется огромная концентрация людских и материальных ресурсов. На фоне всех гигантских планов нельзя пренебречь сохранением уникального памятника - и на мысе Назимова на материке, и на мысе Поспелова на Русском есть два интересных форта Владивостокской крепости.
Сегодня наша задача – оценить также транспортную схему доставки грузов на Русский.
Прежде всего специалистов сегодня настораживает, что представленная работа предлагает только один вариант такой схемы и никаких альтернативных возможностей не видно. Кроме того, предполагается весьма ограниченный круг поставщиков строительных материалов. Всё это напоминает некое директивное решение. Между тем имеется гораздо более широкий круг предприятий, карьеров, месторождений стройматериалов.
Второе: специалистов серьёзно настораживает, что немалая часть грузов будет доставляться через центр Владивостока. Дело в том, что одним из самых приемлемых мог бы стать вариант доставки грузов мимо основных населённых районов краевого центра: это путь по железной дороге к причалам бухты Улисс по тоннелю им. Сталина. Однако из документов следует, что тоннель будет закрыт на длительную реконструкцию. И значит, все грузы будут идти на новые причалы № 17 и 18 в торговом порту Владивостока – через центр Владивостока.
Причём самым неприемлемым, на наш взгляд, в этой схеме является активизация движения автомобильного большегрузного транспорта в городе, через центр – на Эгершельд. Сегодня мы здесь и без этого дополнительного потока даже на легковом автомобиле проехать не можем! Кроме того, большегрузные машины здесь не вписываются ни по габаритам, ни по радиусам поворотов. Такое решение является неприемлемым.
Разгрузка инертных грузов в непосредственной близости от центра, от жилых районов может создать серьёзнейшие экологические проблемы! Наверное, можно предусмотреть технологии защиты, но в схеме о таких нет ни слова, да и затраты потребуются дополнительные. Похоже, об этом авторы документа не задумывались.
Ещё одно серьёзное замечание: очевидно, что абсолютно не изучалась возможность получения некоторых стройматериалов на месте, на Русском острове. Между тем, по данным Приморского геологического управления, там есть и песок, и щебень, и глина для производства кирпича, следует только оценить их запасы.
Какие альтернативные пути можно было бы предложить? Самый очевидный – основную часть грузов, особенно инертных, доставлять морем, причём наиболее активно использовать Восточный порт и Славянку. Да, при таком варианте протяжённость морского перехода увеличится. Но это может быть не намного более затратно экономически (самые трудоёмкие работы – процесс погрузки-выгрузки, а не переход) и однозначно убережёт Владивосток как от транспортных, так и от экологических проблем.
Автор: Марина Ивлева Сергеевна