Улыбнитесь – на нас смотрит леопард
Гуляя по лесу на самом юге Приморья, не пугайтесь, если из кустов вас вдруг ослепит вспышка. Вы попали в один из фотокапканов, расставленных экологами на дальневосточного леопарда - самую красивую и редкую кошку на свете.
Гуляя по лесу на самом юге Приморья, не пугайтесь, если из кустов вас вдруг ослепит вспышка. Вы попали в один из фотокапканов, расставленных экологами на дальневосточного леопарда - самую красивую и редкую кошку на свете.
- Фотоучёты проходят уже не первый год, - говорит один из координаторов проекта Василий СОЛКИН, - но многие люди всё ещё «пугаются» наших камер. То и дело их ломают, расстреливают из ружей или уносят. Зачем? Никакой выгоды от украденного аппарата не будет - внутри бокса самая дешёвая плёночная «мыльница». Она присоединена к датчику движения, если его отключить, она и работать перестанет.
И всё же, по словам Солкина, эти действия понятны. Идёт по лесу браконьер - бах! - его сфотографировали, улика! Людям, правда, невдомёк, что камера рассчитана на леопарда и висит на высоте 70-80 сантиметров. То есть взрослый человек запечатляется на плёнке исключительно в области таза.
- К сожалению, камеры не работают зимой, не выдерживают нашего мороза, - рассказывает Владимир АРАМИЛЕВ, научный сотрудник Тихоокеанского института географии. - И всё же фотоловушки эффективны. В сочетании с обычными учётами зверя по следам и математическим моделированием они дают довольно точное представление о том, сколько леопардов сейчас в крае. По нашим данным, всего у нас 32-36 зверей.
Проект фотослежения за исчезающим животным был начат в 2003 году. Сейчас в нём участвуют общественная организация «Институт устойчивого природопользования» (ИУП), Общество сохранения диких животных США (WCS) и Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Узор пятен на шкуре каждого леопарда неповторим, как сетчатка глаза у человека. Это позволяет безошибочно узнать каждого. Многие звери уже стали заочными «друзьями» учёных - за их судьбой следят не первый год.
- Мы очень рады, - говорит Арамилев, - что в этом году опять появился наш старый знакомый по кличке Толстый, ещё его называют Шланг. Приятно знать, что со стариком всё в порядке.
Увы, не все друзья возвращаются на старое место, некоторые и вовсе пропадают - навсегда...
После презентации в визит-центре «Земля леопарда», построенном WWF в селе Барабаш, корреспондент «В» в составе группы журналистов отправляется в заповедник «Кедровая Падь» на место съёмок. На вершине дубовый лес расступается перед оголёнными серыми скалами - там, на самом верху, любит отдыхать один из пятнистых «приморцев». У скалы к дереву привязана коробка цвета хаки с отверстием для объектива - фотокапкан. На крышке надписи, призывающие не трогать научный инвентарь.
- Камера соединена с датчиком движения, - показывает Арамилев. - Когда что-нибудь движется мимо капкана, срабатывает фотоаппарат со вспышкой.
Из корпуса извлекают простенький фотоаппарат, на счётчике уже несколько отснятых кадров - ловушка не простаивает. Конечно, каждый раз получается много ненужных снимков - в этом году уже наснимали собак, грифов, харзу, иногда камера срабатывает просто на падающие листья. Но и пятнистая удача не обходит ловушки стороной.
Некоторые барсы (так зовут леопардов местные жители) увлекаются позированием - подходят к коробке снова и снова, крутятся вокруг неё, устраивают фотосессии кадров на 18. Играет свою роль и пахучая приманка: перед камерой на ветку или землю наносят гремучую смесь мочи ягуара с валерианкой. Её специально заказывают за рубежом. Пятнистый не может пройти мимо.
В этом году получен уникальнейший снимок - совсем молодой леопапрд, котёнок.
- Первые результаты в этом году неплохие, - рассказал журналистам Павел ФОМЕНКО, представитель WWF, - многие из леопардов, отснятых в прошлые годы, снова на плёнке. Но всё отнюдь не безоблачно. Ситуация сложная и непредсказуемая. До сих пор нет единой охранной зоны для всей популяции леопарда. Его родина поделена между тремя организациями - Минсельхозом, ДВО РАН (заповедник «Кедровая Падь») и краевой администрацией. При такой раздробленности надёжную охрану не обеспечить. И ведь многие земли в очень тяжёлом состоянии. Мы не первый год предлагаем правительству создать на всей земле леопарда единую охраняемую территорию под единым федеральным - именно федеральным - контролем.
Уходя со скалы, хотелось верить, что наше посещение не спугнёт леопарда и он снова вернётся к своей лёжке с видом на Амурский залив. Там, по другую сторону, Владивосток, где в кабинетах решается его судьба. Каждому жителю города полезно будет оглянуться на запад - может быть, именно в этот момент на вас через море смотрит леопард. Наверное, он смотрит с надеждой.
Автор: Александр Великанов