Насте нужны руки. Продолжение истории

С десяти лет эта девочка живёт без обеих рук. Сейчас ей 16. Историю Насти Папижук наша газета рассказала в декабре прошлого года. Тогда мы ещё не представляли, быстро ли придут на помощь ребёнку наши земляки, есть ли у неё реальный шанс обрести хорошие пр

24 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2328 от 24 апр. 2008
1ea8c9cc9f5794933cbc5bcd2b281b26.jpg


С десяти лет эта девочка живёт без обеих рук. Сейчас ей 16. Историю Насти Папижук наша газета рассказала в декабре прошлого года. Тогда мы ещё не представляли, быстро ли придут на помощь ребёнку наши земляки, есть ли у неё реальный шанс обрести хорошие протезы. Не знали и того, с какими трудностями при этом придётся столкнуться. И вот мы с руководителем Приморского отделения Детского фонда Екатериной ХОМЕЧКО едем в Красный Яр (под Уссурийском), в филиал социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Сначала о хорошем

26 апреля Настя с сопровождающей Ларисой СНОВАЛЬНИКОВОЙ, медицинским работником, летит в Санкт-Петербург на первую операцию, ей необходимо подготовить культи под протезы. Наши земляки собрали 247 тысяч рублей. Есть ещё деньги в благотворительных копилках, которые при необходимости вскроют. Эти средства очень нужны, ведь девочке тяжело было бы добираться с посадками, поэтому выбрали прямой рейс, но при этом прибудут наши путешественницы в Питер на два дня раньше указанного срока, им придётся жить в гостинице, питаться за свой счёт, возможно, понадобится дополнительное обследование. Реабилитационный период продлится около полутора месяцев. Операция будет бесплатной, но понятно, что расходов не избежать, ведь предстоят ещё две поездки.

После возвращения во Владивосток Настю ждут в семье СТЕКОЛЬЩИКОВЫХ, где в любви растут кроме трёх родных дочерей ещё 13 приёмных детей. Трудностей, конечно, ещё много, но главное – дело сдвинулось с мёртвой точки, у девочки появилась надежда на нормальную жизнь.

~~Лариса Сновальникова:
«Не смогла я остаться безучастной к этой судьбе, у самой трое детей растут. Только мои купаются в любви и радости, а у некоторых нет даже надежды на заботу. Я буду рядом с Настей неотступно, после операции обниму, поговорю, ей это будет необходимо».~~

Теперь – о плохом

Шесть лет Настя живёт без рук. Она не озлобилась на весь мир, не замкнулась, очень надеется на лучшее. Но такая физическая травма не могла не наложить свой отпечаток на душу, на характер ребёнка. Это чувствуется во взгляде, в напряжённом повороте головы, в иногда прорывающемся «взъерошенном» тоне. Естественно, возникает вопрос – почему так долго никто не забил тревогу, не кричал на каждом углу о несчастной девочке, нуждающейся в помощи? Можно подумать, что каждый второй ребёнок на наших улицах без рук.

Несколько лет она жила в асоциальной семье, но ведь знали окружающие о тяжелейшей травме, о страданиях и беспомощности девочки. Молчали. Потом попала в так называемый приют. Поступила она туда в декабре 2006 года, а в Детском фонде, который и начал раскручивать историю, узнали об этом лишь в ноябре 2007-го. Именно тогда Екатерина Хомечко получила письмо из департамента социальной защиты населения администрации края с просьбой о материальной помощи. Шесть(!) лет понадобилось, чтобы о беде заговорили.

В Детском фонде сначала думали отправить Настю в Южную Корею, но вскоре узнали, что и эта республика, и Санкт-Петербург используют основу протезов, изготовленных в Германии. Поэтому связались с клиникой в Питере. Можно ли было это сделать несколько лет назад? Думается, все знают ответ на этот вопрос. Однако оказалось, что у 16-летней девочки даже паспорта нет. В реабилитационном центре объясняют это тем, что у их воспитанницы не было соответствующего статуса – мол, сначала мать была жива, но не прописана в квартире после выхода из мест не столь отдалённых, потом понадобилось закрепить за Настей жильё и вообще слишком много препон на пути к паспорту оказалось. К тому же подрастал её младший брат – вот и решили дождаться, пока ему исполнится 14, чтобы вместе оформлять. Да, чиновничья машина неповоротлива, но при желании люди и не такие стены пробивают. Денег не было? Так, узнав об этой истории, генеральный директор турцентра «Гавань» Наталья КАЛАЧИНСКАЯ немедленно выехала в Красный Яр не только с подарками, но и с деньгами. Кстати, Наталья Борисовна так понравилась Насте, что девочка постоянно о ней спрашивает, ждёт встречи. После телефонного звонка Екатерины Хомечко в администрацию Уссурийска понадобилось всего три дня для оформления не только общероссийского, но и загранпаспорта. Не меньше проблем усмотрели сотрудники приюта, когда срочно понадобились дополнительные рентгеновские снимки – мол, кабинет только до 13 работает. Если бы Детский фонд не проявил настойчивость, операцию пришлось бы отложить ещё на месяц. «Всё можно решить, - утверждает Екатерина Алексеевна, - надо только свою душу не жалеть. За всеми нашими усилиями прежде всего стоит ребёнок».

О ребёнке вряд ли много думали, ведь в центре отказались даже сопровождающего дать – не предусмотрено это официальными документами. Зато там вместе с администрацией Уссурийска и городской думой решили организовать своеобразное шоу – проводы Насти Папижук на операцию. Хомечко этим искренне возмущена: «Участие в судьбе надо принимать реально, а не устраивать показуху. Тем более в преддверии очень серьёзного испытания для девочки».

~~Тем временем
Мне часто приходится бывать в детских государственных учреждениях, знакома со многими настоящими педагогами, силы и здоровье отдающими обездоленным ребятишкам. Но, оказывается, есть ещё и немало тех, кто (мягко говоря) формально относится к своим обязанностям.

Как рассказала Екатерина Хомечко, каждый год их отделение имеет возможность представить двух талантливых детей на получение стипендии фонда. Среди тысяч воспитанников казённых домов, безусловно, найдутся те, кто хорошо учится и одарён каким-то талантом. Требуется лишь хорошая душевная характеристика, прочитав которую, и Альберт ЛИХАНОВ, и Иосиф КОБЗОН, и другие известные люди, входящие в правление, поймут, что необходимо поддержать именно этого маленького человека. Получит он в торжественной обстановке диплом стипендиата, начнут приходить на его счёт небольшие деньги – соответственно, повысится самооценка воспитанника детдома, захочет он ещё лучше учиться, развивать свой талант.

Однако получить эти самые характеристики далеко не просто – не утруждают себя педагоги их написанием. А порой такое пишут, что понять невозможно, о ком это? Вот лишь один пример: «Под руководством педагогов он (ребёнок! – Ред.) умело направляет детское самоуправление на достижение воспитательных целей и задач жизнедеятельности коллектива воспитанников. …достигаются высокие результаты, которые являются условиями и предпосылками для успешной реализации личности в дальнейшей социализации выпускников детского дома».

Ну вот такие люди есть среди тех, кто должен отличаться особой душевностью. А им ведь не машины доверены, а дети, и так уже много испытавшие.~~

Автор: Галина Кушнарева Михайловна