Блюхер оценил генплан Владивостока. 70 лет назад

Как сообщала газета «Красное знамя», 2 апреля 1938 года маршал Советского Союза БЛЮХЕР посетил выставку архитектора Евгения ВАСИЛЬЕВА, автора «Большого Владивостока», первого советского генерального плана столицы Приморья, и детально познакомился с проек

23 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2327 от 23 апр. 2008
5ebe0318565536dd929ba26fcb102f8a.jpg


Как сообщала газета «Красное знамя», 2 апреля 1938 года маршал Советского Союза БЛЮХЕР посетил выставку архитектора Евгения ВАСИЛЬЕВА, автора «Большого Владивостока», первого советского генерального плана столицы Приморья, и детально познакомился с проектом.

Судя по всему, большой военачальник был включён в специальную комиссию, созданную президиумом Дальневосточного крайисполкома, не на правах свадебного генерала. Обстановка в Приморье и на сопредельных границах в то время была довольно напряжённой: японские войска вторглись на территорию Китая, их самолёты регулярно нарушали воздушное пространство СССР. Владивосток, где размещалась военно-морская база и проживало свыше 200 тысяч человек, имел исключительное положение. Полгода спустя, после хасанских событий, маршал будет замучен в Лефортовской тюрьме.

Что касается весны 38-го, буквально через несколько дней, когда крайисполкомовская комиссия приняла проект «Большой Владивосток», в той же газете появилась крохотная заметка, где сообщалось: «Краевой комитет Союза архитекторов 6 апреля восстановил неправильно исключённого правлением Союза автора генерального проекта планировки Владивостока тов. Е. А. Васильева. Бывшего городского архитектора Владивостока Н. В. МАРКОВА, главного организатора склоки вокруг проекта, крайком исключил из Союза… постановил распустить правление… и произвести перевыборы».

Воистину, во все времена генеральная «перестройка-перекройка» Владивостока не обходилась без катаклизмов. Первый советский генеральный план города нашенского, рассчитанный на 15-летний срок реализации (и двойное увеличение населения - до 460 тысяч жителей), практически не успел претвориться в жизнь. Его согласовали в Москве только в 1940-м, накануне войны, вернулись к нему лишь много лет спустя. Так, волею судьбы генплан 1938-го, по большому счёту, оказался «мёртворождённым», как утверждали ярые оппоненты Васильева.

Сегодня, когда ведутся жаркие дебаты о дальнейшем развитии Владивостока, особенно в связи с предстоящим форумом АТЭС, хотелось бы вспомнить об этом грандиозном проекте. При всей неоднозначности оценок первый советский генплан Владивостока считается одним из самых удачных, наряду с Ригой, принадлежащих Евгению Васильеву.

Проект был призван превратить «форпост на Тихом океане», попавший решением Совнаркома в пятёрку населённых пунктов союзного значения, в самый красивый и неповторимый город… мира. Кстати, он более года широко обсуждался на всех уровнях, в том числе в ведомственных организациях, среди научных работников, а также в московских и ленинградских архитектурных кругах.

~~Кстати
«Население… до сих пор не имеет культурного общественного выхода к морю, кроме пригородных территорий, удалённых от Владивостока на 19-20 км. Водная станция «Динамо» у Семёновского ковша не может претендовать на эту роль: ни по своим размерам, ни по соседству с самим ковшом, куда выпускаются нечистоты города, ни по качеству самого берега. Все остальные береговые территории либо застроены, либо замусорены».
Е. Васильев, «Большой Владивосток», 1938 г.~~

Правительственный амфитеатр

Композиционным центром «Большого Владивостока» в проекте была намечена 200-метровая сопка Орлиное Гнездо с памятником-маяком В.И. ЛЕНИНУ на вершине. И музеем революционного движения с панорамой Волочаевского боя – в его основании. Надо сказать, все главные части городской застройки были ориентированы на эту доминанту. Монументального Ильича высотою над вершиной около 70 метров можно было бы увидеть со стороны открытого моря более чем за 30 миль.

Ниже памятника в сторону бухты Золотой Рог, на Сухановском «лобном месте», планировалась площадь Дворца Советов, развёрнутая фасадом на юг. Ещё ниже - открытый амфитеатр – место митингов, зрелищ и парадных мероприятий. Он должен был вмещать до шести тысяч зрителей. По всей ширине амфитеатра, между улицами 1 Мая и Лазо, открывался выход к набережной (там, где сейчас находится Корабельная набережная). Правительственный амфитеатр должны были обрамлять две большие колонны и лестница со скульптурами.

Основная городская площадь длиною в 520 метров с собственным Дворцом культуры проектировалась на месте бывшего Семёновского базара (ныне район Спортивной гавани). От неё к Амурскому заливу должны были протянуться два правильных полуцилиндрических мола, «одетых» колоннадой, с бульварами. По берегу намечены были ещё два бульвара. Один вёл к мысу Бурному, другой – в сторону Куперовской пади.

Это была так называемая прибрежная часть Центрального парка культуры и отдыха, которая протянулась на 2,5 километра.

~~Тем временем
«На основании приказа начальника пункта ПВО «Владивосток» на 15 апреля назначено учение по местной обороне г. Владивостока с задачами обеспечения светомаскировки и ликвидации последствий воздушного налёта в дневных и ночных условиях… Всему населению города и дачного района с 14 апреля иметь при себе противогазы и носить таковые до окончания учения».
Газета «Красное знамя», 9 апреля 1938 г.~~

75 гектаров - для культуры и отдыха

Центральный парк должен был стать поистине грандиозным, расположившись на площади 75 га. Сюда входила Куперовская падь – до Китайской улицы и середины Океанского проспекта. А также территория, включающая склоны горы Корейской слободки, бывшее Покровское кладбище.

Всего в «Большом Владивостоке» намечалось разбить пять парков - по числу районов: Центрального, завода им. Ворошилова, мыса Чуркина, Первореченского и Второй Речки. Так, для голдобинских мест, сильно оторванных от территории старого города, предполагался парк в районе мыса Острого с выходом к проливу Босфор-Восточный. Минный городок должен был в будущем обзавестись тремя бассейнами (только после того, как сам утратил бы функции источника, снабжающего Владивосток питьевой водой).

А долина речки Объяснения – подвергнуться колоссальному озеленению.

~~Тем временем
«В рабочих посёлках Владивостока – Голубиной Пади, Гнилом Углу, Рабочей слободке и на Первой Речке – индивидуальное строительство принимает всё большие размеры. Новым застройщикам выделено около 40 га земли в черте города и 26 тыс. кв. м – в дачном районе. Все застройщики обеспечиваются лесоматериалами».
Газета «Красное знамя», 21 марта 1938 г.~~

Монгольский дуб спасёт от ветра и пыли

Автор генплана Владивостока Е. Васильев считал, что озеленение городских сопок и перевалов имеет для сложного рельефа нашего города одно из первостепенных значений. Деревья и кустарники укрепляют почву, предотвращая разрушение склонов, и в значительной степени избавляют город от пыли, шума и ветра. При этом он предлагал использовать исключительно дальневосточные породы, такие как сосна могильная, лиственница ольгинская (горная), дуб монгольский, орех маньчжурский, тополь Максимовича, ясень маньчжурский, ильмы – японский и горный, многочисленные клёны. А также душистые деревья и кустарники: белую акацию, сирень, жасмин, актинидию, черёмуху, липу.

Чтобы получить посадочный материал – двухлетние саженцы хвойных пород и трёхлетние – лиственных, предлагалось создать большой питомник в лесистом районе между Второй Речкой и Седанкой.

Переправиться через Золотой Рог. Механически

Для оптимально выгодной и удобной связи между районами Владивостока намечалось создать ряд магистралей. Часть из них должна была пройти по небольшим тоннелям. Через Золотой Рог предлагалось навести две механические переправы. А мост или подвесная дорога через бухту, намечаемые у Крестовой горы, должны были замкнуть деловое кольцо, охватывающее Золотой Рог со всеми его промышленно-портовыми устройствами. И ещё. От мест выхода Голдобинского транспортного кольца к переправам через Золотой Рог (одна – у м. Чуркина, другая – напротив Мальцевской) намечались два тоннельных проезда, ведущих к центру района, длиной до 350 метров каждый.

Общая длина основных улиц общегородского и районного значения по проекту 70-летней давности составляла около 110 км. При средней ширине их проезжей части в 18 метров (т. е. для шести полос движения, исключая трамвай).

Три библиотеки, пять театров и 13 бань

Во Владивостоке в течение 15 лет намечалось также построить пять театров на девять тысяч зрителей. При этом центральный решено было разместить на Суйфунской площади (нынешний сквер им. Суханова). А ещё - девять новых кинотеатров, столько же клубов. И три библиотеки (!) почти на миллион томов. Кроме того, предусматривались строительство центральной филармонии на 2500 зрителей, новый Дом Красной армии и флота, Дом искусств, музей с четырьмя отделениями.

Помимо большой сети детских культурных учреждений были запроектированы также 13 бань (из расчёта 48 помывок на человека в год) общей пропускной способностью около трёх тысяч человек.

~~Тем временем
«Из года в год растут сбережения трудящихся. На март 1938 г. в сберегательных кассах Владивостока насчитывалось 66 млн. 476 тыс. рублей. Это на 14 млн. рублей больше, чем за первый квартал прошлого года. Вкладчиков – 98 тысяч человек…

Рост рождаемости в Приморье за 1937 г. увеличился почти на 50 процентов по сравнению с предыдущим годом. Так, во Владивостоке в этот период родилось 10660 детей, а в 1936 г. – 6442…
Из хроники газеты «Красное знамя», апрель 1938 г.~~

Вода – из Лянчихе и Майхе

В проекте Е. Васильева существовала также генеральная схема снабжения города чистой питьевой водой в достаточном количестве. Для этого инженер-архитектор предлагал немедленно начать гидрогеологические изыскания двух городских источников водоснабжения второй очереди: на реках Лянчихе и Майхе.

Он внёс в свой план ещё немало полезных предложений «для культурного и удобного проживания горожан»: создать в долинах городских речек открытые бассейны, применять гаражи подземного типа со спортивными площадками поверх «крыш», делать трассировку улиц с относительно мягким для владивостокского рельефа уклоном, побольше использовать подъёмники самых разных конструкций.

При этом работать приходилось по генплану, ещё не утверждённому в наркомхозе и Госплане СССР. Поэтому создали временные строительные правила.

Почти всё как по сегодняшнему сценарию. Кстати, местные власти в 1938 г. также выходили на совнархоз с просьбой разрешить снять короткометражный кинофильм о реконструкции Владивостока. Автор генерального плана сам написал сценарий.

Евгению Александровичу Васильеву было уже далеко за шестьдесят, когда он вторично приехал в город нашенский, чтобы принять непосредственное участие в проектировании и строительстве Большого Владивостока.

Автор благодарит за помощь при подготовке публикации краеведа Нелли МИЗЬ, научно-справочную библиотеку Государственного архива Приморского края.

Автор: Тамара Калиберова Николаевна