А голову Ильича разбивали кувалдами…

Высота 89 метров осталась неприступной для гигантской скульптуры вождя мирового пролетариата, которая могла появиться в городе, названном им же нашенским. Грандиозный монумент должен был встречать и провожать корабли, но так и «не вышел» за ворота «Дальза

22 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2326 от 22 апр. 2008
ceb2cbdec866f976f0a842e2213fb29d.jpg

Высота 89 метров осталась неприступной для гигантской скульптуры вождя мирового пролетариата, которая могла появиться в городе, названном им же нашенским. Грандиозный монумент должен был встречать и провожать корабли, но так и «не вышел» за ворота «Дальзавода». Многие ли сегодня помнят этот мегапроект конца прошлого столетия? Корреспонденты «В» попытались выяснить, где же сегодня находится макет несостоявшегося памятника.

Вначале был камень

Прошло уже 36 лет с того времени, как во Владивостоке на вершине сопки Крестовой была произведена торжественная закладка гигантского памятника Ленину. «Украшение города», «его доминанта», «маяк» - как только не называли этот проект. Предполагалось, что новый монумент Ленину станет не только образцом эпохи развитого социализма, но и одним из лучших памятников Ильичу в СССР. 30-метровую скульптуру планировали создать за 30 месяцев, и даже если бы трудились со скоростью метр в месяц, то успели бы к сроку. Но проект превратился в долгострой. За это время он оброс легендами и слухами.

Его история началась 24 октября 1972 года, когда на вершине сопки Крестовой, расположенной на полуострове Шкота, был торжественно установлен памятный знак. В этой акции принимали участие дальзаводчане, судовой такелажник Фёдор ШЕСТОПАЛОВ заложил первый камень в фундамент монумента.

В первых числах сентября 1981-го состоялась примерка. Шестиметровый макет доставили на вершину сопки и установили на импровизированный постамент. Автор памятника - народный художник СССР, московский скульптор Михаил БАБУРИН, который ради такого события специально приехал во Владивосток, остался доволен.

~~Справка «В»
Решение об установке памятника было принято в 1970 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения вождя. В 1972 году вышло специальное постановление ЦК КПСС. (Народная молва приписала авторство Леониду БРЕЖНЕВУ. Его подпись стояла под этим историческим документом.)

Высота памятника Владимиру Ильичу Ленину вместе с постаментом составила бы 35 метров, то есть он должен был вознестись на 120 метров над уровнем моря. Памятник вождю работы скульптора Михаила БАБУРИНА выполнялся авторским коллективом под руководством народного художника СССР, скульптора П. И. БОНДАРЕНКО. Известный приморский архитектор Василий КАРЕПОВ выполнил проект детальной планировки, а подготовительными работами занимался Стройтрест № 8.

На сопке помимо скульптуры предусматривались размещение филиала музея В. И. Ленина (для этих целей планировалось реконструировать дом № 5 на улице Крыгина), обустройство видовых площадок, парадных лестниц, благоустройство территории и размещение сувенирных и книжных киосков. Под эти цели намечалось снести 68 частных домов. ~~

Пришёл черёд изготовления оригинала. По технологии сначала надо было выполнить гипсовую форму скульптуры, а потом с полученного слепка отлить монумент в бронзе. Заказ был размещён на «Дальзаводе» в цехе №14. В октябре 1982 года сюда приехала группа модельщиков с Всесоюзного производственного художественного комбината им. Е. В. Вучетича. Её возглавил Александр МОТИН. В своём деле он был не новичок. Александр Владимирович принимал участие в возведении ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде, памятника Юрию ГАГАРИНУ в Звёздном городке, композиции героям-целинникам в Кустанае, монумента Ленину на Волго-Донском канале, скульптуры вождя в Кремлёвском Дворце съездов.

Александр Мотин и его помощники В. В. ЧУДАКОВА, А. Н. КАРПУНИН, В. Д. РОМАНОВ, И. И. КУЛАКОВ приступили к изготовлению макета. Поскольку высота цеха не позволяла поместить скульптуру во весь рост, её решили делать из трёх частей: голова, туловище, ноги. Стоит отметить, что дальзаводчане считали за честь помочь москвичам. Бригада Юрия ЗАЙЦЕВА в рекордные сроки возвела металлические леса, и мастера начали ваять памятник.
Начало конца


История возведения самого большого памятника Владивостока не увенчалась успехом. Уже в конце 80-х годов дело застопорилось. Московские, а потом уже и ташкентские гости, которые занимались скульптурой, стали всё реже появляться, а потом и вовсе исчезли. На флагмане отечественного судостроения не знали, как обойтись уже с готовым макетом. Все сроки давно истекли, а о ленинских формах вспоминали только рабочие цеха, которые в течение рабочего дня лавировали между ними.

Уже тогда целесообразность возведения памятника вождю у многих вызывала сомнение. В 1988 году развернулась нешуточная дискуссия по поводу его художественной ценности, места расположения и качества исполнения. Тогда же было решено вынести проект на всенародное обсуждение.

До отливки в бронзе дело так и не дошло. Вскоре проект был пересмотрен, и металл решили заменить керамзитобетоном особой марки.

Между тем по городу поползли слухи, что памятник хотят спрятать до лучших времён или, того хуже, утопить в бухте.

Почётный пенсионер «Дальзавода», участник Великой Отечественный войны Михаил ЗОРИН:

- Я не припомню, как именно хотели распорядиться со скульптурой Ленина, а вот памятник Иосифу СТАЛИНУ, который стоял у заводоуправления, в 60-е годы утопили у причальной стенки. Возможно, он до сих пор так и находится на дне Золотого Рога.

25 февраля 1990 года бюро крайкома КПСС приняло резолюцию о демонтаже макета. В апрельские (ленинские) дни того же года собрали бригаду, которой и было поручено исполнить решение. Теперь пролетариату предстояло выполнить совсем иную миссию.

Где находятся останки?

Александр КОЛОБОВ, который в то время был заместителем начальника цеха № 14, вспоминает, что разборку монумента не афишировали, а занимались ею, по большей мере, скрытно.

- Все работы производились ночью, - рассказывает Александр Николаевич. – Гипсовые секции рассекали отбойными молотками, потом бесформенные куски гипса грузили на самосвалы и вывозили с территории завода. Металлическую арматуру, которая служила каркасом, распилили резаками. Куда увезли все эти останки, я не знаю. Мне известно только, что машины, которых было не менее 12, направлялись в сторону свалки на Горностае. Когда утром я пришёл в цех, то удивился, как стало просторно, а от скульптуры не осталось и следа.

- Наша задача была не мешать скульпторам, - уточнил Владимир КРЮК, который был начальником 14-го цеха корпусных работ. – Мы занимались судостроением и ремонтом. Мастера-макетчики обращались к нам по разным организационным и техническим вопросам. Сам макет состоял их трёх гипсовых секций и занимал треть цеха, а это почти тысяча квадратных метров производственных площадей. Мне больше всего запомнились большие ноги Ильича. Я понимал, что такие вещи быстро не делаются. Но вскоре скульпторы стали наведываться всё реже и реже, а потом и вовсе о памятнике забыли. Тогда я понял, что памятник так никогда и не будет собран. В начале 90 года пришло распоряжение, что монумент не нужен… Мне хорошо запомнилась гипсовая голова вождя. Чтобы не травмировать людей, её разбивали ночью самыми обычными кувалдами.

Где сегодня покоятся бренные останки, никто указать так и не смог. Возможно, на Горностаевской свалке под слоем мусора толщиной в 18 лет. Именно столько минуло с тех пор, как разобрали гипсовые слепки.

Ильич не стал ни маяком, ни знаком

Во Владивостоке по генеральному плану развития города, разработанному архитектором ВАСИЛЬЕВЫМ в 30-х годах, многометровый монумент Ленина был запланирован на сопке Орлиное Гнездо. Предполагалось, что скульптура будет маяком. Указывать путь судам мог и памятник на сопке Крестовой. Он должен был выполнять функции створного знака.

Во Всемирный день охраны памятников корреспондент «В» побывал на сопке Крестовой. В выходные здесь особенно многолюдно. Горожане поднимаются сюда пешком и приезжают на машинах, чтобы перекусить на свежем воздухе и под шашлыки просто полюбоваться красотами города.

К вершине ведут две дороги – одна со стороны улицы Самарской, а другая – с Крыгина. Старожилы, которые живут в округе, помнят, как поднимали многометровую скульптуру.

- Это же было ещё при советской власти, - говорит Людмила Ивановна, местная жительница. – Перед самой примеркой памятника на сопке работала тяжёлая техника, которая вгрызалась в скалу, а грунт вывозили. А потом всё затихло. Правда, после того как появился закладной камень, сюда стали наведываться молодожёны. Место красивое.

- По плану строительства здесь предусматривался снос домов, а их жителей хотели расселить? – спросила я.

- Как видите, ничего не изменилось, - ответила она.

На самой вершине стоит геодезический знак, а в нескольких метрах от него, почти на обрывистой скале, тот самый закладной камень. Он напоминает надгробие, возможно, поэтому заботливые горожане, по русской традиции, оставляют здесь угощение.

С тех пор как появился этот знак, минуло почти четыре десятилетия и выросло новое поколение. Я спросила молодую пару, кому он установлен? Те в ответ только пожали плечами. А десятилетняя девчушка многозначительно произнесла:

- Влюблённым!

…Кто-то покрасил камень с обеих сторон, так что теперь надпись: «Здесь по решению ЦК КПСС и Совета министров СССР будет установлен памятник Владимиру Ильичу Ленину» прочесть невозможно. Пожалуй, это и всё, что осталось от гигантского проекта.

А рядом вознёсся православный крест – символ той самой церкви, с которой Ленин так отчаянно боролся всю жизнь.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА