Раскрасить музыку движеньем

В этом году Дельфийские игры (аналог Олимпийских игр – но в сфере искусства) пройдут в Новосибирске. Приморье будут представлять более 100 юных певцов, мастеров художественного слова, парикмахеров, художников, граффити… Искусство Терпсихоры будет на Дельф

18 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2325 от 18 апр. 2008
015f83e989ce49acad414f4d23c802d7.jpg


В этом году Дельфийские игры (аналог Олимпийских игр – но в сфере искусства) пройдут в Новосибирске. Приморье будут представлять более 100 юных певцов, мастеров художественного слова, парикмахеров, художников, граффити… Искусство Терпсихоры будет на Дельфийских играх представлять ансамбль «Сияние» из посёлка Заводского.

Совсем недавно бывший детский сад в посёлке зиял разбитыми окнами и служил прибежищем для бомжей. Сегодня, отремонтированный и оборудованный всем необходимым, он превратился в хореографическую гимназию, лучшие ученики которой и стали украшением ансамбля. А подготовиться к выступлению на Играх ребятам помог Вячеслав Калинин, заслуженный артист России, педагог, балетмейстер, танцор, отдавший знаменитому ансамблю Игоря Моисеева больше 20 лет.

В первый же день работы вопрос, ну как вам наши детки, Вячеславу Евгеньевичу задали, наверное, три десятка раз…

- Отличные детки! – уверенно говорит он. - У меня был опыт работы с детьми в Штатах – там-то даже похуже. Там стоит только учителю остановиться, перестать показывать движения, как ребята тоже останавливаются. Лишнего не переработают. А наших, вот как в Заводском, иногда просто невозможно остановить, они упорные, энтузиазма, что ли, больше, стремления понять, научиться, расти…

Я сразу почувствовал настрой педагогов и танцоров «Сияния» взять максимум того, что я могу им предложить. В первый день даже вынужден был задать довольно жёсткий темп работы, а они просили ещё. Но то, что мы работаем в одной тональности, даже к лучшему: я приехал не на год, а всего на 10 дней. Детский ансамбль вообще невозможно упрекать в том, что он низкого уровня или непрофессиональный. Не бывает, например, детей, у которых нет слуха. Просто у кого-то он лежит на поверхности, а кому-то нужно развивать способности, работать.

- Ваша жизнь много лет была связана с ансамблем Моисеева. Какие дороги привели вас туда?

- С четырёх лет я танцевал – сначала в самодеятельности, а потом и профессионально. На сцену меня вывел отец, который и сам занимался в танцевальном коллективе, и старший брат, кстати, тоже.

Сам я из Подмосковья, так что никакого «блата» не было, своим трудом прошёл ту дорожку, которая вела от самодеятельности к званию заслуженного артиста. Если бы не танцы, наверное, сидел бы в тюрьме – как едва ли не все мои бывшие одноклассники…

Когда начало получаться – стало нравиться. А когда нравится, хочется делать как можно лучше. Взяли меня в хореографическое училище, которое я закончить не успел: Игорь Александрович пригласил меня в ансамбль из предвыпускного класса.

- Ансамбль Моисеева отличался строгими требованиями и соблюдением традиций народного танца, не так ли?

- Абсолютная правда. Игорь Александрович был умнейший человек, который сам многое умел и с других спрашивал. В коллективе 120 человек, хочешь стать солистом – работай! А на улице ещё тысяча стоит, которая только и мечтает работать на твоём месте. Нас даже заставлять не надо было, сами старались. А мне ещё помогал мой главный жизненный принцип: не люблю проигрывать!

- Вы быстро стали солистом?

- В общем да. Сложнее стало потом, пришлось пройти через столкновение с самим собой, заставляя себя прислушиваться к мнению ассистентов. Знаете, кажется, когда подпрыгнул, что ты уже летишь и всё лучше всех знаешь.

И физически было трудно, особенно на гастролях. Ансамбль Моисеева был единственным коллективом, в котором всегда и для всех, где бы мы ни находились, утром – класс, репетиция, вечером – спектакль, и никаких поблажек.

- Объехали немало стран?

- Вам с какого конца считать, с восточного? Япония, Филиппины, весь Советский Союз буквально от и до, во Владивостоке, кстати, мы тоже были. Весь соцлагерь. Америка, Канада, Мексика, Венесуэла, Перу, Аргентина, Бразилия, Алжир… Из европейских лично я не был только в Англии. А из материков - в Австралии.

Но много где был – мало что видел… Мы были не туристами, а советскими гражданами, которые не просто танцевали, а представляли страну, работали. Нас всегда об этом предупреждали: чтобы поведение в быту и на сцене соответствовало советскому стандарту.

Но Игорь Александрович прекрасно понимал важность образования, он был искусствоведом, энциклопедистом и потому при первой возможности организовывал для нас экскурсии – и уж от них отвертеться было невозможно (улыбается). Устал, хочешь поспать, не хочешь в Лувр? Гляди, следующую загранпоездку можешь и пропустить. Игорь Александрович сам вёл экскурсии, много знал, интересно рассказывал.

- Можете назвать те принципы, на которых держится ансамбль Моисеева и которых вы придерживаетесь в своей работе?

- Я скажу, что требуется от танцора. Самоотдача. Если ты решил заняться танцами, посвяти себя этому. Не будь серой мышкой. Второе – профессионализм. Третье – внимание к своей физической форме, к здоровью. Об этом нельзя забывать. Музыкальность, без неё никуда. Игорь Александрович говорил, что танцор раскрашивает музыку, показывает её. Очень правильно, в точку!

Ну и что ещё необходимо танцору? Удача! Чтобы травмы проходили мимо…

- Но сценический век танцора недолог…

- Об этом однажды хорошо сказал Игорь Александрович. Он был одним из главных инициаторов так называемой творческой пенсии: когда через 20 лет работы танцор уходит на покой. Его журналист спросил: «Почему? Ведь человек может и дольше танцевать!». На что Игорь Моисеев сказал: танцевать-то он может хоть всю жизнь, а вот смотреть на него после 35-40 лет уже неприятно.

Надо реально видеть вещи. Лысину можно прикрыть париком, морщины – гримом, а как выполнять трюки, на которые просто физически нет сил, которые противопоказаны…

Я не стал перерабатывать, ушёл, как положено. Танцевал лет 10-12 в Штатах по контракту, работал в коллективе «Русские сезоны», работал с нашими фигуристами.

Ещё в ансамбле по указке Игоря Александровича стал заниматься репетиционной деятельностью, потом окончил ГИТИС как режиссёр-балетмейстер. Мне хотелось не только учить, хотелось создавать что-то новое. Сегодня я педагог-хореограф. Работаю в школе современного танца Николая Огрызкова. Он занимается современным танцем, я – народник, и мне нравится пробовать нечто новое. И всегда с удовольствием работаю с детьми. Ведь каждый юный человечек – загадка.

- Многие сегодня считают, что для мальчика занятие танцами – не дело, ведь этим семью не прокормить.

- А физика может прокормить человека? А литература? Надо просто добиваться, становиться лучшим! И тогда ты будешь востребован, обеспечишь любую семью.

- Считается, что танцору мозги не нужны, нужны ноги…

- Да пожалуйста, проверим! Я дам композицию, и попробуйте её запомнить без включения мозгов. А научиться топать ногой так, чтобы не пыль выбивать, а чтобы звук струной ушёл вверх? А разложить ритмический рисунок, а развивать координацию? Да артисты балета учатся в самых разных учебных заведениях и неплохо устраиваются в жизни именно потому, что мозги работают.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ