Мокрое дело

Как известно, тело человека на две трети состоит из воды. А из чего состоит вода в наших кранах? Увы, зачастую к H2О много чего примешивается… Она может и вообще ни из чего не состоять – если её опять не будет, как во время «водных кризисов».

17 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2324 от 17 апр. 2008
8ea41856996b70cc09b986991179e7d2.jpg

Как известно, тело человека на две трети состоит из воды. А из чего состоит вода в наших кранах? Увы, зачастую к H2О много чего примешивается… Она может и вообще ни из чего не состоять – если её опять не будет, как во время «водных кризисов».

То сохнем, то мокнем

- Такая «засуха» случается в городе каждый раз, когда исчерпывают свой ресурс старые источники воды, – говорит Сергей МОСКАЛЕНКО, доцент кафедры охраны окружающей среды ДВГТУ. - Пушкинского месторождения подземных вод (в народе «Пушкинская депрессия»), введённого недавно, должно хватить ещё лет на пять. То есть как раз к форуму АТЭС…

Это сообщение было лишь одним из ряда весьма громких, услышанных корреспондентом «В» на «Круглом столе» «Круговорот воды в Приморье». Он был устроен по инициативе территориального управления Росприроднадзора и Всемирного фонда дикой природы. Впервые в одном помещении собрались люди из практически всех ведомств, отвечающих за воду в крае. Они решили выяснить – каково в Приморье с источником жизни, какой мы получаем воду из кранов и какой возвращаем её в природу?

Прежде всего о количестве воды. Её у нас то по колено, то нет совсем. Ущерб от наводнений в Приморье огромен, он больше, чем от всех остальных проделок стихии.

Но не лучше и безводье, регулярно случающееся у нас, особенно на юге.

- Водные кризисы повторялись с удивительной постоянностью, каждые 10 лет, – рассказал Евгений НИЧЕПОРЕНКО, начальник отдела перспективного развития и экологии Приморского водоканала, – в 67-м году, в 77, 87, 97… Кризис 2003 года немного выбился из ряда. Причина у всех одна – растущие потребности начинают превышать мощность водохранилищ и водозаборов. Тогда вводятся новые источники воды.

Но впереди форум АТЭС, проведение которого существенно повысит «жажду» Владивостока. Чтобы её утолить, потребуются новые мощности.

Пять цистерн в сутки

Много воды утекло и с тех пор, как у нас впервые заговорили о постройке очистных сооружений для канализации Владивостока. О составе этой воды лучше и не говорить - практически всё, что мы сливаем в канализационные трубы, напрямую попадает в заливы вокруг города. По информации Николая БОРТИНА, директора Дальневосточного филиала Института водного хозяйства, очищается только 21 процент всех стоков. Собственно, очистные в Приморье есть, их более 170. Беда в том, что большинство из них устарели, работают плохо, даже отдалённо не справляются со всеми выбросами. В зависимости от сезона в окружающую среду уходит 300-400 тысяч кубометров почти «не тронутых» чисткой жидких отходов каждые сутки.

- Мы с 1964 года следим за окружающей средой в крае, - говорит Галина СЕМЫКИНА, начальник центра мониторинга окружающей среды Примгидромета, - за последние десятилетия в Амурском заливе и в заливе Петра Великого накапливается всё больше вредных веществ - ртуть, нефтепродукты, фенолы. Если власть не примет меры, судьба акватории будет очень печальной. Нет, она не превратится в «мёртвую воду», она будет населена флорой и фауной, но крайне опасными для человека...

В экологии все водоёмы делят на категории: чистые, загрязнённые, очень загрязнённые, грязные и очень грязные. Так вот, по данным Гидромета, в Приморье нет ни одного крупного «чистого» водоёма! Исключение - дальние таёжные реки, за состоянием которых не следят из-за их труднодоступности.

Экстремальным уже стало загрязнение четырёх рек: Раздольной, Кневичанки, Дачной и Раковки.

Не могут похвастать идеальной чистотой и водохранилища. Возле Пионерского и Богатинского резервуаров автомобилисты частенько моют машины... Повезло разве что жителям Угольной и Углового - самым незагрязнённым считается Артёмовское водохранилище.

- Зона вокруг источника питьевой воды является особо охраняемой территорией, - сообщил Сергей Москаленко, - но для поддержания воды в чистоте этого мало: никакая охрана не остановит то, что стекает с близлежащих земель. Например, рядом со Штыковским водохранилищем кладбище одного из посёлков - и после каждого дождя мелкие ручейки текут в водоём... Необходим самый надёжный - бассейновый метод охраны водохранилищ. Его суть в том, что соблюдается санитарный режим не только на дне долины, где находится источник воды, но во всей долине до самых верхних краёв водосбора. Иначе воду не уберечь от стоков.

Увы, власти районов противятся такому методу - мол, слишком большие земли придётся изымать из хозяйственного оборота (например, для Шкотовского водозабора придётся оградить 710 квадратных километров).

- Но другого выхода нет, - продолжает учёный, - мы обречены на то, что большие площади будут изыматься под охрану, если нам нужна здоровая, безопасная вода.

Круче, чем в Париже

- Кто поедет на саммит в наш грязный город, где нет элементарной очистки? - спрашивает Галина Семыкина.

Владивосток - единственный крупный город страны, где нет более-менее сносной системы очистки. В 2005 году в краевой администрации разработана программа охраны и восстановления водных ресурсов. В ней были запланированы и ремонт очистных и канализации, и создание снегоплавных площадок.

- Воплотив эту программу, - говорит Николай Бортин, - мы могли бы без страха подпускать наших детей к морю.

Но потом она, что называется, зависла - слишком уж дорого. А с появлением проектов к саммиту и вовсе отошла на задний план. Никто из присутствующих не смог точно сказать, планируется ли к форуму хоть какое-то развитие уже существующих очистных установок...

По подсчётам Юрия БЕРСЕНЕВА из WWF, приморец, не имеющий счётчика, платит за воду в кране больше, чем парижанин. Это при том, что у парижанина эта вода абсолютно питьевая.

- Главная причина в том,- говорит он, - что не исполняется законодательство, причём - при посредничестве властей. В охранной зоне водохранилищ валят лес, как это было в Шкотовском районе. Из-за рубок нарушается гидрологический режим, что отражается на качестве и количестве воды.

Сейчас у нас есть шанс сберечь хотя бы один из источников воды - Пушкинское месторождение. Вокруг него можно создать национальный парк, где в безопасных для природы местах организовать цивилизованный отдых горожан. Этот парк, к тому же, объединит два ареала обитания амурского тигра - создаст для зверей безопасный «коридор» между Сихотэ-Алинем и Маньчжурскими горами.

- Так, - говорит Берсенев, - можно сделать полезное и природе, и краю, и людям.

~~Тем временем
Из резолюции «Круглого стола» «Круговорот воды в Приморье», направленной вице-губернатору края Павлу ПОПОВУ:

Участники рекомендуют:

Создать природные парки в границах зон санитарной охраны (ЗСО) Богатинского и Пионерского водохранилищ. Создать зону санитарной охраны вокруг Пушкинского месторождения подземных вод, а в перспективе - природный парк или другую особо охраняемую природную территорию (ООПТ). Обеспечить строгое выполнение закона в пределах ЗСО, прежде всего по отношению к рубкам леса. Не допустить прокладки нефте- и газопроводов через бассейны источников питьевой воды. Разработать новые методы подготовки питьевой воды. Ускорить решение вопроса о строительстве очистных сооружений сточных вод Владивостока. Направить платежи за пользование водными объектами на их восстановление и охрану. В частности, решить вопрос о восстановлении Экологического фонда края, с использованием его средств только на природоохранные цели. ~~

Автор: Александр Великанов