Эверест Татьяны Кириной
Сначала - лирическое отступление. Спортсмены – народ суеверный. Впрочем, и автор этих строк тоже. В конце прошлого года в редакции нашей газеты побывала мастер спорта по туризму Татьяна КИРИНА. Она рассказала об участии в сплаве по одной из самых крутопад
Сначала - лирическое отступление. Спортсмены – народ суеверный. Впрочем, и автор этих строк тоже.
В конце прошлого года в редакции нашей газеты побывала мастер спорта по туризму Татьяна КИРИНА. Она рассказала об участии в сплаве по одной из самых крутопадающих рек мира и о том, что участники этого похода наряду с другими российскими экстремалами, совершавшими другие путешествия, будут номинироваться на звание чемпионов страны. С публикацией решено было повременить. А то ведь как - растрезвонишь, а медали уплывут к другим. И вот…
Намедни из Москвы пришла весть – золотые медали присуждаются сибирско-дальневосточной экспедиции! Теперь и шампанское можно откупорить, и всласть посмаковать перипетии сплава, в реальность которого, говорит Таня, и сегодня, спустя почти полгода, верится с трудом.
Всё начиналось просто и в чём-то даже буднично. Однажды из Томска ей позвонил легендарный рафтер Евгений КОВАЛЕВСКИЙ и предложил войти в состав экспедиции, готовящейся к сплаву в Гималаях. Почему именно ей – в Сибири ведь достаточно своих мастеров, денно и нощно оттачивающих искусство сплава по горным рекам, – ей неведомо. Может, потому, что полтора года назад руководимая Кириной команда владивостокских сплавщиков в чемпионате России на глазах мэтра Ковалевского наделала немало переполоху, завоевав бронзовые медали?..
Как бы там ни было, а приморская экстремалка наряду с сильнейшими российскими и зарубежными рафтерами вошла в состав международной экспедиции «Томск-Гималаи-2007». Зарубежье представляли чемпион Новой Зеландии по каякерному слалому Шейн КИНЛИВАН и профессиональный непальский каякер Роджендра ТАПАЛИЯ.
Беспримерный сплав по максимально возможному водному маршруту протяжённостью 130 километров начинали девять человек. В силу разных обстоятельств – как объективных, так и субъективных - до конца дошли всего четверо: томичи Евгений Ковалевский, Василий ЧЕСНОКОВ и Евгений КАРПИЦКИЙ, а также Татьяна Кирина.
Ещё одно отступление. Река Дудх-Коси, берущая начало на склонах Эвереста, штурмуется экстремалами разных стран начиная с 1976 года. До сих пор команды сплавщиков были исключительно мужскими. Так что Татьяна Кирина стала первой в мире женщиной, не только отважившейся на это в высшей степени смелое и рискованное предприятие, но и сумевшей, выдержав все испытания, дойти до цели.
- Было невероятно тяжело, - рассказывает Таня, - и это, поверьте, отнюдь не кокетство. Ещё перед началом сплава, а было это уже на вершине горы Кала-Патар (высота - 5600 метров), откуда и намечался спуск, у меня открылась горная болезнь, казалось, силы покинули. Словно в тумане стоит перед глазами церемония водружения на Кала-Патар флагов трёх стран-участниц – России, Новой Зеландии и Непала, флагов российских городов-участников - Томска, Омска и Владивостока.
В качестве плавсредств у нас были два каяка (один вскоре унесло бурным потоком), один двухместный катамаран и один плот для сверхсложных участков, так называемый бублик, специально сконструированный одним сибирским умельцем - особенность этого «бублика» в том, что сколько бы он ни переворачивался, всегда возвращается в первоначальное положение – этакий «Ванька-встанька».
Прежде всего, сложность маршрута определялась крутым падением реки – в среднем порядка 50 метров на один километр протяженности. Это очень крутопадающий поток, сравнимый разве что со знаменитым Дарьялом. Для сравнения: обычный водноспортивный полигон, к примеру на реках Алтая, составляет 10-15 м/км. Вдобавок требовали предельного напряжения физических сил и концентрации внимания низкое содержание кислорода в воздухе и ледяная высокогорная вода. Каньоны и ущелья - с высокими отвесными стенами, сплошные 5-6-метровые водопады, постоянно грозившие неожиданными «кувырками».
К концу сплава «наклон» реки несколько уменьшился, зато появилась новая опасность - из-за дождей и впадающих в Дудх-Коси притоков уровень воды значительно увеличился, сплав пришлось осуществлять только на четырёхместном «бублике». Но и его поджидала опасность - мощные «бочки», проще говоря, водовороты, в которых он мог в любой момент застрять. В этих случаях сплавщики выбрасывали специально разработанные подводные парашюты, с их помощью ловилась донная струя, которая и выталкивала из «бочки». Не раз случалось, «бублик» застревал в «бочках» минут по десять, в «кипящем» сплаве это - вечность.
- Каждая из таких «бочек», - рассказывает Таня, - могла затянуть навсегда. Был даже случай, когда, оказавшись в водовороте, могла и не выбраться. Честно вам скажу, и ЧЕРНИКА (руководителя трагически погибшей экспедиции в Китае на реке Юрункаш летом 2007 г.) вспомнила там, и другое тому подобное…
- Таня, – спрашиваю под конец нашей встречи, - скажите откровенно, зачем вам, женщине, да ещё далеко не богатырского вида, так рисковать?
- Знаете, это – как наркотик, затягивает так, что уже не отпустит. А ещё, - она задумывается на минуту-другую, - наверное, я так устроена, что мне всегда хочется чего-то нового.
- Извините, Таня, но не могу не задать ещё один вопрос, - трагедия с Сергеем Черником, о котором вы вспомнили, случилась незадолго до вашей экспедиции. Не было желания передумать, отказаться, и вообще сомнения были?
- Поверьте, никаких! Разумеется, каждый из нас, как профессионал и насколько это было возможно в силу скудности информации, осмысливал случившееся и, не скрою, примеривал на себя, но уходили мы на маршрут, уверяю вас, без колебаний…
Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ