Генплан Владивостока: где людям жить хорошо?
Утвердить в самое ближайшее время генеральный план Владивостока - такая задача стоит сейчас перед краевыми и городскими властями. Лишь тогда можно будет всерьёз говорить о строительстве объектов саммита и федеральных инвестициях в развитие краевого центра
Утвердить в самое ближайшее время генеральный план Владивостока - такая задача стоит сейчас перед краевыми и городскими властями. Лишь тогда можно будет всерьёз говорить о строительстве объектов саммита и федеральных инвестициях в развитие краевого центра.
В 2007 году доработан последний вариант генплана, куда вошёл также раздел развития островных территорий и полуострова Песчаного. Как известно, именно на Русском планируется проведение саммита АТЭС.
Насколько разумно выбраны векторы развития Владивостока? Будет ли хорошо жить в нашем городе в будущем? Прокомментировать генплан вместе с его новыми «островными» разделами мы попросили Александра ЛАТКИНА, доктора экономических наук, директора Института менеджмента, экономики и бизнеса ВГУЭС.
Каждой эпохе – свой генплан
- Владивосток в разные времена имел не один генплан, не одну стратегию развития начиная с основания города. И стратегии эти существенно менялись! Известно, что Владивосток задумывался как форпост России на Тихом океане, и потому первые концепции так и строились: оборонно-промышленный центр с ограниченным населением максимум 340 тысяч. Причём такое ограничение обуславливалось не только ограниченными функциями, но и тем, что с точки зрения природно-климатических, геологических условий город не является комфортным для жизни людей.
Шли годы, город развивался, в том числе в советские времена, уже как крупный промышленный центр. При этом самые удобные территории оказались заняты промышленными объектами. Судите сами: «Дальзавод» занял великолепное побережье бухты Золотой Рог, «Дальприбор» разместили в великолепном распадке в районе Второй Речки, нефтебаза заняла чудесную равнинную зону долины Первой речки и т.д.
И вот ближе к 90-м годам впервые была сформулирована абсолютно новая концепция развития: Владивосток в силу тех самых особенных природно-климатических условий не может и не должен быть крупным промышленным центром, у него другие задачи. Это портовый город, транспортный узел, центр образования и науки, где возможно размещение лишь небольших экологически чистых, высокотехнологичных предприятий. Эту идею поддержали многие эксперты, и новая концепция стала основой обновлённого генплана, созданного группой авторов. На мой взгляд, путь развития Владивостока был избран по-настоящему мудрый и правильный.
Однако прошло почти 20 лет – и, увы, подводя итоги, можно лишь констатировать: почти ничего из задуманного не выполнено. Но самое печальное – многие возможности безвозвратно упущены!
Генплан умер. Да здравствует генплан- Вы имеете в виду так и не осиленные очистные сооружения и новые транспортные развязки?
- Не только. Кстати, авторы нового генплана объективно описывают нынешние «исходные данные»: износ коммунальных сетей достиг критической отметки, так и не построена Пушкинская депрессия (а что успели построить – разворовано), ситуация с автомобильным транспортом приближается к катастрофической.
Пока сохраняется возможность осуществить одну из удачных градостроительных идей: во Владивостоке должен быть не один деловой центр, а несколько – это рассредоточит транспортные потоки, гармонизирует город.
Но есть факты и другого рода. К примеру, был запланирован вынос целого ряда промышленных предприятий за черту города. На месте нефтебазы должна была развернуться прекрасная рекреационная зона. Существенно потеснившийся «Дальзавод» освобождал бы набережную Золотого Рога для новой туристической, прогулочной, гостевой зоны. Что в итоге? Нефтебаза лишь укрупнила свои мощности и, судя по всему, «села» там намертво. Территория ОАО «Дальзавод» сдана кусками в долгосрочную аренду невесть кому, там возведены новые постройки, предприятия. В предыдущем генплане были мудро запланированы территории для парков, транспортных развязок. Из развязок в лучшем случае построена половина. На месте предполагаемых парков – торговые центры. На месте большой рекреационной зоны на Санаторной, Океанской, в Садгороде – коттеджи и трёхметровые заборы…
- Почему так случилось, Александр Павлович? Коррупция? Бессилие закона?
- Низкий контроль и слишком мало патриотов во власти. Поинтересуйтесь, чьи коттеджи на Санаторной, – и многое станет ясно.
С окнами на солнечную сторону- А как бы вы оценили перспективы развития Владивостока согласно новому генплану?
- Прежде всего хорошо, что вообще такая работа проведена, дана объективная и во многом нелицеприятная оценка той ситуации, которая сложилась в краевом центре.
Однако целый ряд основных решений вызывает у меня серьёзные сомнения. И прежде всего это освоение островных территорий в том виде, как его предлагают. Да, такая идея впервые возникла не сегодня, а как минимум 20 лет назад, когда планировали, что к 2010 году население Владивостока вырастет с 650 тысяч до 800 тысяч человек. На носу 2010 год, население сократилось до 600 тысяч… Приходится расставаться и с ещё одной амбициозной идеей: Владивосток как крупный транспортно-логистический центр АТР. Трезво мыслящие специалисты вынуждены признать: портовые мощности Владивостока весьма скромны, мы вряд ли сумеем составить конкуренцию крупнейшим портам стран АТР. Один Пусан легко перерабатывает 60 млн. тонн грузов ежегодно, а у нас – стеснённые морские акватории, тесные припортовые территории.
Конечно, сейчас возникла новая концепция, которая вполне подкрепляет предыдущую и поддержана президентом РФ: Владивосток – центр международного сотрудничества АТР, бизнеса, финансов, образования, науки, здравоохранения. В таком русле остров Русский может стать площадкой для деловой и туристической зоны. Но не более того. Строить здесь в будущем жильё (по генплану планируется расселить 70 тысяч человек) вряд ли целесообразно. Скажу больше: природно-климатические условия на островах, если опираться на оценки учёных, жёстче, чем в материковой части Владивостока. Здесь больше туманных дней, сильнее ветры. Жильё с учётом доставки грузов по определению дороже. Прибавьте к этому «островной синдром»: отдалённость, один мост и две полосы движения в каждую сторону. Знаете, японцы у себя провели опрос: хочет ли население жить на острове Хоккайдо, который по бытовым условиям весьма комфортный. Только семь процентов оказались не против. А кто поинтересовался у нас мнением жителей? Кто проводил опросы? Вот вы бы что выбрали?
- В идеале и при хороших дорогах местечко в районе Седанки, где даже в июне солнце.
- Именно! В предыдущем генплане специалисты как раз и предлагали развитие города в сторону комфортных для жизни территорий – к Артёму и посёлку Трудовое. Гострасса, готовые коммуникации, которые нужно лишь укрупнять и совершенствовать. Кроме того, при нынешней демографической ситуации точечная застройка и застройка свободных зон внутри города тоже во многом решает проблему. Владивосток легко расселит до миллиона жителей!
Вот почему я так критически отношусь к дорогостоящим планам масштабного освоения Русского острова: в то время как город задыхается без нормальных дорог и транспортных развязок, дышат на ладан жизнеобеспечивающие коммуникации, нет очистных сооружений и нормальных предприятий по утилизации ТБО тратить гигантские средства на «оживление островов»? Не укладывается в голове…
Увы, даже Сергей ИВАНОВ в бытность свою министром обороны был явно введён в заблуждение, когда провозгласил, что Русский может стать центром дайвинга и туризма в АТР. Вот оценка климатических условий, приведённая в генплане: «Период, благоприятный для рекреации, не превышает 155 дней. В тёплый период рекреационный потенциал снижается частыми туманами (6-23 дня в месяц), моросящими осадками и значительной облачностью (до 20 дней в месяц)». Какой уж тут дайвинг… Не зря солидные инвесторы не спешат строить роскошные многоэтажные гостиницы даже в Хасанском районе – капитал просчитывает, будет ли это выгодно при том, что сезон составляет 2-3 месяца в году. Нужно чётко понимать: да, наши острова прекрасны, но это не острова Южной Кореи или Южного Китая, мы находимся в ДРУГОЙ природно-климатической зоне. Логично развивать Русский как центр международного сотрудничества, возвести несколько великолепных зданий и в благоприятное время проводить встречи и симпозиумы. Но по-настоящему серьёзные средства вкладывать в полноценное развитие материковой части – гораздо более комфортной для жизни.
Автор: Марина Ивлева Сергеевна