Я строила Большой Владивосток!

Пятьдесят пять лет прожила я во Владивостоке, а под старость уехали мы с мужем ближе к природе – в Заводской. Но очень хорошо помню, как строила я Большой Владивосток.

11 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2321 от 11 апр. 2008
d327734a7a9d7a34261e05eedd2c9254.jpg

Пятьдесят пять лет прожила я во Владивостоке, а под старость уехали мы с мужем ближе к природе – в Заводской. Но очень хорошо помню, как строила я Большой Владивосток.

В 1956 году город начал активно застраиваться, и мы с подругой по комсомольской путёвке перешли работать с телеграфа на стройку. Об этом даже в местных газетах тогда писали, как вся молодёжь, кому по 16-18, взялась за преображение города. Вот и про нашу бригаду опубликовала заметку газета «Красное знамя», и даже с фотографией. Я её сохранила, показываю внукам… Строили мы дома на Школьной, старый корпус больницы Дальзавода, жилой дом для работников крайкома на углу Семёновской-Уборевича (что напротив пожарной части, там теперь активно надстраивают мансарды), общежитие на Эгершельде – для курсантов ДВВИМУ… Бурно росли пятиэтажки – и уже началось строительство проспекта 100-летия Владивостока. Помню, был в нашей бригаде 15-летний парень, который вечерами ездил туда и привозил потом черепа, куски скелетов – пугать нас, девчонок… Ведь весь район Столетия построен на бывшем кладбище.

По воскресеньям всей бригадой мы ездили по воинским частям и агитировали солдат оставаться работать на стройках Владивостока. Пришли трое и к нам в бригаду, а летом 1957-го отгуляли мы первую в городе комсомольскую свадьбу!

А как мы любили танцевать! Танцплощадки были в Центральном парке (Покровский), на месте нынешнего парка Дома офицеров флота (там вообще был дивный сквер, который начали вырубать, когда поставили там «С-56»), на мысе Чуркина – в саду «Италия», от которого вообще ничего не осталось. В выходные организовывали озеленительные субботники и высаживали деревья, разбивали цветники, например, благоустроили сквер возле кинотеатра «Владивосток».

В конце 50-х микрорайона на Тихой не было, памятник, который сегодня там почти и не виден, тогда гордо возвышался и был заметен издалека. А кругом – поля, поросшие цветами… Мы жили в общежитии на 2-й Строительной, по выходным ходили гулять на Тихую, собирали цветы…

Помню, как спокойно шла ночью по городу, совсем девчонка, от телеграфа до улицы Папанина (была такая в районе Луговой) – после второй смены, в полночь. Абсолютно не страшно было! Часто встречались военные патрули и милицейские наряды.

Помню, какая страшная жара была в июле 1965 года. Я лежала на сохранении в роддоме № 1 на Пушкинской, а рядом как раз начали строить цирк. Бульдозеры ревели днём, а по ночам непрерывно лаяли собаки в частных домах, что окружали роддом. Мы, молодые будущие мамочки, капризничали и нервничали, и помню, как наш лечащий врач ходила по этим домам и уговаривала хозяев приструнить псов.

Помню, как строили площадь Баляева, как вели туда трамвай от Луговой. Был 1972 год, и мы жили на 4-й Матросской улице, её сейчас и в помине нет. Никто не верил, что в такую гору – от Луговой – смогут проложить трамвайные пути. А ведь разровняли, срыли…

Много было красивого в городе, и был он чистым и спокойным, а какой широкой была бухта Золотой Рог, какая чистая сверкала в ней вода! Ах, молодость, как сладко и больно всё это вспоминать…

Автор: Галина СОБОЛЕВА