Другого шанса не будет

По неожиданным заторам и перекрытиям дорог во вторник и среду владивостокцы безошибочно определили: приехал большой человек. На этот раз таким человеком оказался председатель Счётной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН, совершающий поездку по восточным регионам стр

10 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2320 от 10 апр. 2008
847a0d207b2b5666a3c6660244fb356a.jpg


По неожиданным заторам и перекрытиям дорог во вторник и среду владивостокцы безошибочно определили: приехал большой человек. На этот раз таким человеком оказался председатель Счётной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН, совершающий поездку по восточным регионам страны. Контрольно-счётное турне главы палаты и четырёх её аудиторов началось с посещения Красноярска, где делегация работала в понедельник. Прибыв во Владивосток во вторник с трёхчасовым опозданием из-за густого тумана, окутавшего юг Приморья, Сергей Степашин сотоварищи пробыл здесь до первой половины среды, после чего вылетел в Улан-Удэ.

Наиболее содержательным мероприятием с участием Степашина во Владивостоке стало совещание, которое Сергей Вадимович провёл в Доме переговоров с краевым руководством и «федералами». Тема совещания была обозначена как «проблемы стратегии социально-экономического развития Дальневосточного региона», то есть на первый план были вынесены именно проблемы, связанные прежде всего с подготовкой Владивостока к проведению саммита АТЭС. После открытых для общественности докладов губернатора Сергея ДАРЬКИНА и самого Сергея Степашина обсуждение продолжилось за закрытыми дверями. Но и в открытой части Степашин не скупился на откровенные, а подчас весьма образные выражения.

~~Справка «В»
Степашин Сергей Вадимович. Родился в 1952 году в Порт-Артуре в семье морского офицера. В 1955 семья Степашиных переехала во Владивосток и несколько лет жила на улице Гамарника. В 1973 году Сергей Степашин окончил высшее политическое училище МВД СССР, до 1980 года служил во внутренних войсках МВД, затем - в различных силовых структурах. В 1990-е занимал посты директора ФСК-ФСБ, министра юстиции РФ, министра внутренних дел, первого вице-премьера. В 1999 году некоторое время работал премьер-министром РФ. После отставки с этой должности был избран депутатом Госдумы, с 2000 года работает председателем Счётной палаты. ~~

Время и деньги

Рассказав о стратегических перспективах Приморья, Сергей Дарькин заострил внимание столичных гостей на проблемах, связанных с подготовкой к саммиту АТЭС. К примеру, реализация принятого Росавиацией решения о передаче госпакета акций владивостокского аэропорта в собственность Приморского края «необоснованно затягивается», а без этого нельзя приступить к запланированной реконструкции данного объекта. Проектно-сметная документация на мост через Золотой Рог целый год лежала без движения в Москве, а сейчас, естественно, стоимость мостов зашкаливает далеко за прежние параметры. «Повис» и давний вопрос о переводе земель Минобороны в гражданский оборот, без решения которого нельзя приступать к выполнению во Владивостоке ряда крупных инвестиционных проектов.

Сергей Степашин согласился с рядом тезисов приморского губернатора, в частности, пообещав в ближайшее время поставить соответствующие вопросы перед военным ведомством страны.

Оставшиеся до саммита четыре года Сергей Вадимович назвал сроком «очень сжатым» для таких строек. «Тем более что, давайте говорить откровенно, мы, к сожалению, пока не вышли ещё на тот уровень и те темпы строительства, которые существовали при советской власти, вот Николай КОШМАН не даст мне соврать. Раскачиваться у нас времени физически нет!» - заявил Степашин.

Назвав будущую встречу глав стран АТЭС «вторым по значимости» для России международным мероприятием после олимпиады в Сочи, Сергей Степашин призвал «быть готовыми к форсированию деятельности» по обеспечению проведения саммита. «Если откровенно говорить, - поделился глава СП с прессой по завершении совещания, - другого шанса вытащить Владивосток из того сложного состояния, в котором он пребывает, у нас не будет». Тем более что отнюдь не все высокопоставленные обитатели федерального центра спят и видят, как нам обустроить Владивосток. «Кое-кто в Москве думает, что Владивостоку достаточно одного моста», - намекнул Степашин, дав понять, что он к этим «кое-кем» не относится, тем более что не забывает о своих детских годах, проведённых в двухэтажном бараке на Гамарника.

Федеральные средства счёт любят

Государственный, но всё же территориально локализованный вопрос о саммите АТЭС-2012 не позволил самому известному выходцу с улицы Гамарника забыть ни о развитии Дальнего Востока в целом, который он назвал «полигоном серьёзнейших бюджетных инвестиций», ни о функциях Счётной палаты как органа государственного финансового контроля. Отметив, что в масштабах мирового рынка экономике российского Дальнего Востока грозит «маргинализация», Сергей Степашин призвал снять с Приморья «лейбл криминального края», препятствующий приходу инвесторов на благословенную дальневосточную землю. Подспорьем в «отмывании» регионального имиджа должен стать как раз инструментарий Счётной палаты, которая, согласно соответствующему закону, «осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности».

«Важна не проверка ради проверки, а решение неулаженных проблем во взаимоотношениях федерального центра и регионов, - обозначил главный месседж своей дальневосточной поездки Сергей Степашин. - Ответственность центра и регионов должна быть консолидирована. В противном случае мы так и будем друг друга обвинять, но легче от этого не станет». По мнению Степашина, ход подготовки к АТЭС следует контролировать по тем же принципам, которые применяются для контроля над ходом реализации приоритетных нацпроектов.

В заключение главный финансовый контролёр страны отметил: «Счётная палата комплексно подойдёт ко всей тематике, связанной с АТЭС и с Дальним Востоком в целом. Рассчитываем на взаимодействие с региональными властями и округом». Кстати, в дальневосточном полпредстве президента у Степашина обнаружился личный «подхват» - оказывается, полпред Олег САФОНОВ успел поработать под началом Сергея Вадимовича аудитором Счётной палаты. По итогам поездки во Владивосток делегация СП подготовит соответствующие материалы, чтобы «можно было и правительству, и президенту к концу мая – началу июня доложить обо всех проблемах, которые здесь есть, и приступить к новой системной работе».

Так говорил Степашин

Конечно, по части афористичного красноречия Сергей Степашин (да и кто бы то ни было) вряд ли сможет переплюнуть одного из своих предшественников на посту премьер-министра РФ - Виктора ЧЕРНОМЫРДИНА. Однако глава Счётной палаты тоже продемонстрировал выдающиеся ораторские способности. Поэтому приведём несколько наиболее ярких высказываний Сергея Вадимовича во Владивостоке, произнесённых им, подчёркиваем, в ходе открытой части совещания:

- ДВФО не рассматривается иностранным капиталом как потенциальный объект для инвестирования. Почему боятся сюда уйти? Не доверяют, опасаются, вы понимаете, о чём я говорю, этот налёт надо снимать. Я вспоминаю 1999 год, когда я прилетел в США, в Сиэттл, а мне посол КОЛЛИНЗ говорил: «Вы НАЗДРАТЕНКО-то не берите с собой, я вас умоляю». Я, естественно, взял, меня ВОЛОШИН попросил. Знаете вы об этом или нет (Евгений Иванович-то знает) - я не мог его в составе делегации привести ни к Биллу КЛИНТОНУ, ни к ГОРУ, который вёл переговоры! Газеты США что только не писали там, с карикатурами. Я понимаю, есть политика, есть политиканство, нас априори не любят и что угодно могут написать, но вот этот лейбл криминального края - ну конечно, надо снимать!

- Думаю, мы могли бы выйти уже с конкретным предложением для премьер-министра ПУТИНА в мае этого года.

- Наше пенсионное обеспечение - это безобразие. У нас прожиточный минимум, давайте уж откровенно говорить, такой, что прожить на него нельзя. Это мы тут с вами сидим, неплохо получающие чиновники, а как с этим прожиточным минимумом наши пожилые люди живут – я, честно сказать, представить себе не могу. Мы сегодня съездим с Сергеем Михайловичем в барак, где я мальчиком жил, когда отец у меня служил на флоте, и спросим у пожилых людей, которые мне письмо прислали с улицы Гамарника со Второй речки. Тяжело люди живут, что там говорить. Давайте быть объективными. Ладно, когда молодые бездельники плохо живут, это можно понять и оправдать, хотя это тоже никуда не годится. А пожилые люди что могут сделать? Они же не могли в своё время что-нибудь приватизировать в начале девяностых годов. Жили-жили, служили-служили, воевали-воевали, ни с чем остались.

- О том, как мы будем работать, очень коротко - Сан Саныч (обращаясь к аудитору Счётной палаты Александру ПИСКУНОВУ – В. А.), если можно, на русском языке, меньше иностранных слов применяй. А то в Красноярске он как выступил, ХЛОПОНИН аж растерялся!

- АТЭС – это, извините за неудачное сравнение, как барон МЮНХГАУЗЕН, который себя из болота за волосы вытаскивал. У него, правда, не получилось, а мы обязаны это сделать… Деваться некуда!

- Поверьте мне, я поработал на разных должностях в правительстве своей страны, разные там люди есть. Некоторые как сели ещё, по-моему, при СТАЛИНЕ, так и сидят в Белом доме.

Автор: Василий Авченко Олегович