Федеральная модель для муниципальных выборов

Вечером в понедельник истёк срок, в течение которого можно было уведомлять Владивостокскую городскую муниципальную избирательную комиссию (ВГМИК) о своём намерении побороться за пост мэра Владивостока.

9 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2319 от 9 апр. 2008

Вечером в понедельник истёк срок, в течение которого можно было уведомлять Владивостокскую городскую муниципальную избирательную комиссию (ВГМИК) о своём намерении побороться за пост мэра Владивостока.

После завершения выдвижения список выдвинувшихся кандидатов мог быть скорректирован лишь в сторону уменьшения: опыт показывает, что получить статус зарегистрированного кандидата удаётся далеко не всем. Забегая вперёд, отметим, что так оно и вышло, но обо всём по порядку.

За месяц, отведённый на выдвижение, о своём желании стать кандидатом в мэры Владивостока ВГМИК уведомили 25 человек. Целый ряд из них представляли собой так называемых клонов-однофамильцев, выдвинутых специально для оттягивания голосов у сильных кандидатов с такой же фамилией, а также дублёров разной политической ориентации, которые тоже явно были нацелены не на победу, а на участие.

Хроника выдвижения

Напомним, что первым, ещё 7 марта, поспешил выдвинуться (и тем самым привлёк к своей персоне определённое медиа-внимание в силу информационного повода) Владимир ГИЛЬГЕНБЕРГ, именуемый в документах избиркома редактором газеты «Далёкая окраина». За ним последовали инженер-менеджер ООО «Алтын-Кёль» Сергей ЗИМИН, руководитель аудиторской компании Ирина АЛЁШИНА, фельдшер Роман САЛАРЕВ. Выдвинувшуюся вслед за ним гендиректора ООО «ДаНа» Светлану НИКОЛАЕВУ некоторые наблюдатели записали в «клоны» – предположительно она должна была оттягивать голоса невнимательных избирателей от депутата Законодательного собрания и сестры экс-мэра Владивостока Виктории НИКОЛАЕВОЙ в том случае, если она решила бы выдвигаться в мэры.

Зато следовавший в хронологическом порядке после Светланы Николаевой выдвиженец гораздо с большим основанием мог быть назван клоном. Это юрист Игорь ЧЕРЕВКОВ, не раз участвовавший в избирательных кампаниях во Владивостоке. Несколько позже выдвинулся и ещё один небезызвестный участник – екатеринбургский токарь Виктор ЧЕРЕПКОВ. И только после них выдвинулся «настоящий» Виктор ЧЕРЕПКОВ – бывший мэр Владивостока, бывший депутат Госдумы, бывший лидер бывшей партии «Свобода и народовластие».

Но вернёмся к кандидатам согласно очерёдности их выдвижения. О своём желании поучаствовать в избирательной гонке последовательно заявили представители «реального сектора экономики» - гендиректор ООО «Цемент-ДВ» Игорь СКЛЯРОВ, гендиректор ООО «Этикет-ДВ» Андрей КАРЮХИН, индивидуальный предприниматель Сергей ТАТАРНИКОВ, гендиректор ООО «Форес» Дмитрий КАРПОВ, а также временно не работающий Алексей ПАЩИНИН (видимо, решивший таким нетрадиционным путём решить проблему своего трудоустройства) и пенсионер Галина ЗАИКИНА.

Отдельно стоит сказать о целом сонме кандидатов-однофамильцев, которых явно спровоцировало на «превентивное выдвижение» решение «Единой России» выставить на выборы кандидатом от партии Игоря ПУШКАРЁВА – члена Совета Федерации от Законодательного собрания Приморского края. Так, первыми выдвинулись временно не работающий Игорь Юрьевич ПУШКАРЁВ и специалист по информационным технологиям Игорь Александрович ПУШКАРЁВ, за ними последовал ещё один временно не работающий – Михаил ПУШКАРЁВ. «Подлинный» Пушкарёв, Игорь Сергеевич, уведомил горизбирком о своём выдвижении только 4 апреля – после прошедшей во Владивостоке партийной конференции, на которой Игоря Сергеевича выдвинули в кандидаты соратники по «ЕР».

Возвращаясь к хронологии выдвижения, назовём самовыдвинувшегося 30 марта первого вице-мэра Владивостока Игоря КОВАЛЁВА(к которому на тот момент уже предъявила претензии прокуратура – оказывается, он не имеет права занимать данную должность) и выдвинутого Компартией РФ Геннадия ТУРМОВА – депутата Думы Владивостока, президента ДВГТУ. Ещё три небезызвестные фигуры – коллеги последнего по городской думе Олег ХРАМОВ, Дмитрий НОВИКОВ и Николай МАРКОВЦЕВ. Корпус бывших мэров Владивостока пополнил Евгений БЛИНОВ (ныне консультант по организационным вопросам ООО «СибЭкоМеталл»). Наконец, 25-м кандидатом стал Александр БАРАНОВ - президент Дальневосточной ассоциации переработчиков вторичного сырья «Вторичные ресурсы» и депутат Думы Владивостока, выдвинутый ЛДПР.

Кто есть кто

Подавляющее большинство из этих кандидатов составили самовыдвиженцы. Исключением стали трое: Геннадий Турмов, выдвинутый КПРФ, Игорь Пушкарёв, выдвинутый «Единой Россией», и Александр Баранов, выдвинутый ЛДПР. Так как всё это – парламентские партии, данным кандидатам для регистрации достаточно подать заявление (не нужно ни сбора подписей, ни внесения залога в размере 1 млн. рублей). Первыми зарегистрированными кандидатами стали Владимир Гильгенберг, Виктор «токарь» Черепков и Сергей Татарников, которые предпочли внести денежный залог.

Из 25 кандидатов 23 проживают (по крайней мере, прописаны) во Владивостоке. Иногородних двое, и оба – Черепковы: «настоящий» имеет московскую регистрацию, а его уральский «альтер эго» - екатеринбургскую. Партийность указали трое кандидатов: Ирина Алёшина состоит в «Яблоке», Игорь Пушкарёв – в «Единой России», а Александр Баранов – в ЛДПР.

7 апреля подвело итоговую черту под всеми пересудами о том, кто мог пойти (или не пойти) в мэры. Как бы ни развивались события дальше, уже очевидно, что силы вертикали власти от Москвы до самых до окраин (включая губернатора и приморское отделение «Справедливой России», решившее не выдвигать своего кандидата и поддержать выдвиженца партии-союзника) сошлись на едином кандидате – Игоре Пушкарёве.

Не числом, а партийностью

Впрочем, на сегодняшний день рассуждения о том, кто мог бы пойти в мэры и кто из 25 выдвиженцев может сформировать некие тактические союзы, лишены прикладного смысла и представляют разве что общенаучный интерес для исследователя новейших политических реалий Приморья и России в целом. Мы знаем, что выборы мэра Владивостока по определению не бывают скучными (хорошо это или плохо – другой вопрос). На этот раз главной интригой, похоже, стали новости, поступившие из ВГМИК вечером в понедельник.

А эти известия оказались вполне сенсационными. Горизбирком решил отказать большей части выдвинувшихся кандидатов в регистрации на основании формальных нарушений, допущенных ими при подаче документов. Фатальные ошибки совершили как раз те кандидаты, которые уведомили избирком о своём намерении добиться регистрации путём внесения избирательного залога – метод, считающийся более надёжным, нежели трудоёмкий и рискованный сбор подписей. По предварительной информации, причиной для такого шага стало заключение контрольно-ревизионной службы Избирательной комиссии Приморского края (куда обратились за консультацией представители ВГМИК) о том, что кандидаты, решившие внести залог, не уведомили об этом по всем правилам городскую избирательную комиссию: оказывается, по закону необходимо представить в избирком копию платёжного документа о перечислении залога с отметкой Сбербанка, а не просто извещение и справку с печатью банка.

Снятие кандидатур носило не только «принудительный», но и «добровольный» характер. Так, Игорь Ковалёв уже заявил о снятии своей кандидатуры в пользу Игоря Пушкарёва, то же сделал и Андрей Карюхин. По всем этим причинам можно с высокой степенью вероятности предположить, что регистрацию в итоге получат трое кандидатов от парламентских партий – Турмов, Пушкарёв и Баранов, которые не обязаны вносить залог или представлять подписные листы. Из остальных шансы быть зарегистрированным имеет разве что Сергей Зимин, не искавший лёгких путей и решивший собрать подписи избирателей. Решения о регистрации Владимира Гильгенберга, Сергея Татарникова и Виктора Григорьевича Черепкова, как можно предположить, будут отменены. Залоги вернут.

Окончательный список зарегистрированных кандидатов будет известен несколько позже, но кандидатской «массовки», очевидно, не будет. В этом смысле можно провести аналогию с президентскими выборами 2008 года, когда определяющим стал именно этап выдвижения и регистрации кандидатов. Во Владивостоке картина получается очень похожей: местные «МЕДВЕДЕВ», «ЗЮГАНОВ» и «ЖИРИНОВСКИЙ» плюс «БОГДАНОВ», роль которого может сыграть тот же Зимин.

Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»