На форуме ЖКХ искали путь, как разбудить хозяев. Но не нашли

Жилищному кодексу, определившему три способа управления многоквартирным домом, уже три года. Однако вопрос по-прежнему остаётся трудным. Он стал одним из основных тем, которые обсуждались на Всероссийском форуме ЖКХ.

3 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2316 от 3 апр. 2008

(Продолжение. Начало в номере за 1 апреля)

Жилищному кодексу, определившему три способа управления многоквартирным домом, уже три года. Однако вопрос по-прежнему остаётся трудным. Он стал одним из основных тем, которые обсуждались на Всероссийском форуме ЖКХ.

Крайний – собственник

Несколько нелогичным, на мой взгляд, показалось, с одной стороны, всяческое стимулирование создания ТСЖ, а с другой - перенесение акцента на преимущества профессионального управления многоквартирными домами.

Председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Марк Шаккум высказался так: «Ориентация на самоуправление граждан в сфере жилищного хозяйства должна быть пересмотрена в пользу профессионального управления. Не нужно лелеять иллюзии, что ТСЖ будут выполнять профессиональные функции. С профессионалами на рынке (имеются в виду поставщики коммунальных услуг. – Прим. автора) должны работать профессионалы. Задача ТСЖ – выбрать управляющую компанию, заключить с ней договор, но не более того. Мы должны ориентироваться на профессиональные организации, будущее за ними». Это мнение многие активно поддержали.

«Если всё равно будет заключаться договор с управляющей компанией, зачем тогда заниматься созданием «мёртвых» ТСЖ, зачем требовать от муниципалитетов наращивать процент этой формы управления?» - прозвучал вопрос.

«В том, что ТСЖ привлекают профессиональных управленцев, нет ничего плохого, - последовали разъяснения. - ТСЖ участвуют в управлении, но лишь тем, что высказывают свои предпочтения, контролируют деятельность управленцев, следят, чтобы они решали главную задачу – повышение потребительских качеств имущества дома, а в итоге - увеличение цены этого имущества».

Надо сказать, что вопрос ответственности за состояние многоквартирного дома, его достаточно сложного технического хозяйства – едва ли не самый главный. «Предположим, мы с вами живём в большом доме, где 600 квартир, - рассуждал исполняющий обязанности руководителя Росстроя Владимир БЛАНК. - Человек, управлявший единолично рабочими по обслуживанию дома, плохо отнёсся к своим обязанностям. Разморожено отопление, потекла крыша… Как вы предъявите этому человеку какие-то требования? Сделать это практически невозможно. Когда вы начинаете задумываться о системе материальной компенсации в случае ненадлежащего управления вашей собственностью, хотите, чтобы те, кто обслуживает дом, за свою работу отвечали, то приходите к выводу: нужно заключать договор с управляющей компанией. В нём как раз и будет предусмотрено страхование ответственности, оговорены все процедуры по рассмотрению жалоб. А как вы будете нанимать управляющую компанию, это уже другой вопрос. Можете непосредственно заключать с ней договор, а можете объединиться в ТСЖ и уже через товарищество нанимать компанию».

Но не забывайте, что теперь ответственность за своё имущество и необходимый минимум предоставления услуг в первую очередь несут сами собственники. В Москве в одном из домов (пятнадцатиэтажном!) решили сэкономить и проголосовали за то, чтобы отключить лифт и отказаться от освещения лестничных клеток. С одной стороны, хозяин – барин. С другой - понятно, что такие парадоксальные ситуации должны быть исключены. Для этого Минрегион России разрабатывает профессиональные стандарты в сфере управления многоквартирными домами. Принятие такого документа призвано предотвратить нарастание количества аварий и несчастных случаев в домах, обеспечить необходимый минимум по безопасности проживания в них.

Но поскольку функции основного заказчика жилищно-коммунальных услуг и распорядителя средств от жилищных организаций, предприятий коммунального комплекса перешли к собственникам жилых помещений, прежде всего возрастает их собственная ответственность за содержание принадлежащего им имущества в надлежащем состоянии. В связи с этим новые функции возлагаются на государственные жилищные инспекции и в 20-ю статью Жилищного кодекса уже внесены соответствующие изменения. По информации заместителя начальника отдела нормативного правового регулирования в жилищной сфере департамента жилищной политики Минрегиона России Бориса ПОРТЯНКИНА, министерством подготовлен проект постановления правительства РФ, принятие которого существенно усилит роль главной государственной жилищной инспекции и инспекций на местах. Они будут наделены функциями контроля не только за состоянием жилья, но и за работой управляющих компаний, ТСЖ, организаций, которые собственники жилья подбирают для проведения капремонтов. Было обещано, что постановление к июню будет принято.

Остаётся надеяться, что и у нас в крае государственная жилищная инспекция заработает эффективно.

Зелёная дорога для ТСЖ

Управление программ в ЖКХ Росстроя на форуме обнародовало самые «свежие» результаты по самоопределению собственников жилья: 42,1 процента их по стране уже остановился на каком-то способе управления и реализует его. 49,6 процента из этого количества домов (заметьте: не от общего их количества) отдали предпочтение управляющим компаниям, порядка 44 процентов – непосредственному управлению, и остальные – примерно 6 процентов – выбрали ТСЖ.

По Приморью статистика менее оптимистичная. Со способом управления у нас определилась пока лишь четверть многоквартирных домов, а количество ТСЖ недотягивает пока и до одного процента. Но сейчас на многих территориях края по-настоящему ударные силы брошены на разъяснительную работу с населением, подключены активисты, местные власти приглашают жильцов на собрания, выпускают информационные издания. Можно ожидать, что всё это даст свои плоды. Другого выхода для того, чтобы претендовать на получение федеральных средств для капитального ремонта жилья просто нет.

А как же всё-таки непосредственное управление, попавшее вдруг «в немилость»? На форуме были даны разъяснения, что всё-таки эта форма подходит лишь для небольших домов, где несколько квартир. При этом Минрегион России пока не планирует законодательно ограничивать этот способ управления определённым количеством квартир в доме, хотя такие предложения министерством уже разработаны.

Борис Портянкин привёл типичный пример основного нарушения при реализации этого способа управления. Собственники дают доверенность какому-то человеку, который начинает работать как маленькая управляющая компания. Собирает деньги, набирает штат, получает прибыль. И всё это без регистрации в установленном порядке. Фактически осуществляется незаконное предпринимательство.

«До сих пор многие собственники не понимают ясно, что при выборе способа управления они выбирают определённую систему договоров, которые предусмотрены законодательством России при организации именно этого способа управления, - объяснял Борис Адамович. - Совмещение в различных вариантах разных способов рано или поздно приводит к нарушению жилищного законодательства и возникновению конфликтных ситуаций. Можно придумывать гибридные способы управления, но они работают до тех пор, пока не найдёт коса на камень. И вот тогда всплывают допущенные нарушения. Есть случаи, когда ТСЖ начинают выполнять функции управляющих компаний, берут жилой фонд по городу в управление. А это неправомерно. Что касается управляющих компаний, то чаще всего тут конфликты разгораются из-за несоблюдения письменной формы договора с собственниками, игнорирования требований жилищного законодательства о порядке и сроках предоставления им отчётности, нежелания заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями (это опять-таки вариант гибридной формы, смешивания с непосредственным способом управления)».

Основное направление сегодняшней государственной политики в жилищной сфере – это передача ответственности и ресурсов, необходимых для управления хозяйством домов, собственникам жилья. 99 процентов наших бед, говорили выступающие с трибуны форума, в том, что собственники жилых помещений не имеют отношения к общему своему имуществу, к его состоянию, не занимаются им. Именно этим вызвана «зелёная дорога», открываемая для ТСЖ.

(Окончание читайте в номере «В» за вторник, 8 апреля)

Автор: Надежда БРАЖИНА