Игорь Пушкарёв: Владивосток – восточная столица России

На 18 мая назначены выборы главы администрации Владивостока. Выдвижение кандидатов завершится только 7 апреля, по причине чего на сегодняшний день все действующие лица избирательной кампании пока не известны. Интригующую паузу выдержала правящая партия –

2 апр. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2315 от 2 апр. 2008
1c7e1ddcd634de7e2accce717346b941.jpg

За последние пятнадцать лет Владивосток стал настоящей притчей во языцех в масштабах страны. Крайне редко информационные поводы, которые давала приморская столица, были позитивными. Как правило, муссировались вечные дрязги между городской и краевой властями, коррупционные скандалы, неурядицы в жилищно-коммунальной и других сферах городского хозяйства, громкие преступления и, наконец, уголовные дела в отношении двух последних мэров (Юрия КОПЫЛОВА и Владимира НИКОЛАЕВА), завершившиеся обвинительными приговорами. Планы по проведению во Владивостоке саммита стран АТЭС в 2012 году заострили внимание федерального центра к городу и наглядно продемонстрировали острую необходимость серьёзных перемен – перемен, прежде всего, в сложившейся системе управления городом.

На 18 мая назначены выборы главы администрации Владивостока. Станут ли они действительно главным событием 2008 года для города и поворотом к устойчивому поступательному развитию – покажет выбор, который сделают горожане. Именно эта избирательная кампания может подвести черту под долгим периодом, который не без основания ассоциируется с конфликтами, некомпетентностью, безвластием.

Выдвижение кандидатов завершится только 7 апреля, по причине чего на сегодняшний день все действующие лица избирательной кампании пока не известны. Интригующую паузу выдержала правящая партия – «Единая Россия», подошедшая к выбору партийного кандидата по принципу «Семь раз отмерь – один раз отрежь». С учётом того, что именно эта партия набрала во Владивостоке (как и в целом в Приморье и в России) больше всего голосов на декабрьских выборах в Госдуму, кандидатура единороссов вызывает особый интерес. Рассмотрению этого вопроса на общекраевой партконференции предшествовали внутрипартийные «праймериз» - первичные выборы в районных отделениях «ЕР», которые постепенно расставили точки над i. Большинство единороссов высказались за то, чтобы выдвинуть в мэры Игоря ПУШКАРЁВА – представителя Законодательного собрания Приморского края в Совете Федерации (отметим, что в качестве альтернативных кандидатов предлагались не менее известные фигуры - секретарь регионального политсовета «Единой России» Пётр САВЧУК, вице-губернатор края Николай СИДОРОВ, депутат Госдумы Василий УСОЛЬЦЕВ).

33-летний Игорь Пушкарёв – безусловно, человек известный и во Владивостоке, и в Приморье в целом, а в последние несколько лет – и в Москве. Но всё-таки закономерно возникает ряд вопросов: действительно ли он готов оставить Совет Федерации ради работы во Владивостоке? Имеется ли у него чёткая программа развития города? С помощью каких козырей он надеется обойти своих соперников, среди которых немало влиятельных и известных во Владивостоке персон? Сегодня на эти вопросы в интервью «В» отвечает сам Игорь Пушкарёв.


~~Справка «В»
ПУШКАРЁВ Игорь Сергеевич. Родился 17 ноября 1974 года в селе Новый Олов Читинской области. Окончил Институт международных отношений ДВГУ по специальности «Международная экономика», защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук по теме «Международно-правовые вопросы деятельности форума АТЭС». С 1991 по 1997 год работал переводчиком, потом заместителем директора на предприятиях Владивостока. Генеральный директор ООО «Парк Груп» (1997-1998), ЗАО «Первомайский судоремонтный завод» (1998-2000), ОАО «Спасскцемент» (2000-2002). В 2001-2004 – был избран депутатом Законодательного собрания Приморского края (в 2002-2004 – зампредседателя ЗС). С 2004 года работает представителем ЗС ПК в Совете Федерации (член комитета по бюджету, зампредседателя комиссии по делам молодёжи и спорту). Женат, воспитывает двоих сыновей.~~

Прописан на Русской

- Игорь Сергеевич, после проведения «праймериз» и краевой партийной конференции стало очевидно, что именно вы как потенциальный кандидат в мэры Владивостока пользуетесь наибольшей поддержкой товарищей по «Единой России». С другой стороны, вы уже более трёх лет работаете представителем Законодательного собрания в Совете Федерации. Для вас это сложное решение – возможное расставание со статусом сенатора?

- Конечно, это решение для меня - непростое, серьёзное. Город – это очень большое хозяйство и большая ответственность. Тем более что сейчас ему уделяется приоритетное внимание со стороны федерального центра: как вы знаете, на уровне президента приняты решения по превращению Владивостока в столицу саммита АТЭС 2012 года, чтобы именно здесь Россия могла достойно встретить глав свыше 20 ведущих государств региона.

- Ваша работа в Москве не привела к тому, что вы несколько «оторвались от земли», дистанцировались от чисто владивостокской проблематики?

- Хочу вам сказать, что даже моя прописка была и остаётся владивостокской: сначала в общежитии на Державина, потом на Кирова, сейчас на Русской. Здесь у меня живут жена и двое детей. И вообще четыре поколения моей семьи проживают в Приморском крае. Хотя сегодня я работаю в Совете Федерации и примерно 49 процентов своего времени действительно провожу в Москве, 51 процент – всё-таки здесь, то есть «контрольный пакет» моего времени принадлежит Владивостоку. Это, кстати, поощряется руководством Совета Федерации. Сейчас даже принят специальный закон о том, чтобы человек, наделяемый статусом сенатора, десять предыдущих лет прожил именно на той территории, которую он представляет в «палате регионов». А раньше были сенаторы, никогда в «своих» регионах не бывавшие! Понятно, что задача члена СФ – лоббировать интересы региона в Москве, но надо хотя бы знать, что именно ты лоббируешь. Я много работаю во Владивостоке, меня сюда всегда тянет, и вообще Москва мне никогда не нравилась как место для проживания, по характеру я - не москвич.

Когда появилось предложение пойти на выборы мэра Владивостока и меня поддержали на личных встречах председатель Госдумы Борис ГРЫЗЛОВ, председатель Совета Федерации Сергей МИРОНОВ, замглавы администрации президента Владислав СУРКОВ, полпредство президента в ДВФО, политическая партия «Единая Россия», губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН, когда все они меня поддержали - я понял, что просто не имею права отступить. Тем более что по духу я больше производственник, нежели законодатель: я тяготею к реальным делам, мне нравится работать и видеть результаты своего труда. Законотворчество - работа очень важная и тоже интересная, но она обладает высокой инерционностью: мы приняли решение, выделили деньги, а их по каким-то причинам не смогли эффективно использовать! Можно было, к примеру, не посыпать щебёнкой дорогу на Седанке, чтобы все стёкла себе повыбивали, а положить нормальный асфальт, который бы прослужил долгие годы, и получилось бы дешевле. А этого, как видим, не произошло. Больно и обидно.

Я уверен, что Россия будет великой державой. Я уверен, что Владивосток будет процветающим городом, которым люди будут гордиться, в котором будет комфортно жить. И я хотел бы во всём этом принять максимальное участие, приложить к этому все свои силы и способности. Для меня большая честь, что мне оказали такое доверие.

Владивосток ждёт третье рождение

- На 2012 год запланировано проведение во Владивостоке саммита АТЭС. Однако чем больше утекает воды, тем большее число людей сомневаются, успеет ли краевой центр должным образом подготовиться к саммиту…

- Саммит АТЭС - это масштабная, впечатляющая задача. Считаю, что для Владивостока это третье рождение. Первым рождением было основание города в 1860 году, вторым – приезд во Владивосток Никиты Сергеевича ХРУЩЁВА в 1959 году, когда он решил сделать из города «советский Сан-Франциско». Именно тогда впервые прозвучала формулировка «Большой Владивосток», была принята программа, создан «Главвладивостокстрой», в результате чего небольшой в общем-то город превратился практически в мегаполис. Владивосток бурно развивался, активно шло жилищное строительство, население выросло до 700 тысяч человек. Но после этого началась перестройка. К сожалению, отток населения продолжается до сих пор. Мы видим, как стремительно развивается Китай, а наши приграничные деревни остаются такими же, какими и были.

Однако сейчас в стране наступила стабильность. У государства и общества появились средства и ресурсы, позволяющие решать серьёзные, по-настоящему государственные задачи. Да, ещё не хватает средств, чтобы сразу всем сделать хорошо. Понятно, что, скажем, Хабаровск или Южно-Сахалинск тоже заслуживают самого серьёзного внимания. Но всё-таки именно у Владивостока настолько уникальное геостратегическое положение - это «площадка» Европы в Азии, военный форпост России на Тихом океане, - что значение нашего города сложно переоценить. Поэтому и возникло решение о проведении во Владивостоке саммита АТЭС и выделении соответствующих средств. Они будут потрачены отнюдь не на то, чтобы здесь несколько дней погостили президенты и уехали. Принятые решения и привлечённые для проведения саммита АТЭС ресурсы дадут городу такой импульс развития, что он ещё в течение полувека будет развиваться на том фундаменте, который мы закладываем сегодня. Владивосток может стать восточной столицей России.

Уже в ближайшие 10 лет Владивосток станет городом-миллионником. За строительством моста через Золотой Рог и моста на Русский начнётся следующий этап – строительство моста на полуостров Песчаный. Это совершенно реально, в своё время это было предусмотрено генпланом. И тогда, представьте, какие-то минуты - и вы находитесь в шикарной зоне отдыха, где имеются колоссальные земельные ресурсы и т. д. Вместе с тем хочу отметить, что и сейчас, без принятия каких-то эпохальных решений, Владивостоку есть куда развиваться. Я с удивлением узнал, ознакомившись с соответствующими цифрами, что во Владивостоке и сегодня земель (только городских земель, не считаем военные) – ровно половина от площади земель Москвы!

- Игорь Сергеевич, но люди уже устали от бесконечных согласований, обещаний, переносов, шуршания бумаг. Пока не начнёт работу первый, условно говоря, экскаватор, мосты на Чуркин и на Русский будут восприниматься как воздушные замки! Когда мы увидим этот экскаватор?

- На днях на очередной планёрке, которую проводил губернатор Сергей Дарькин, он сказал о том, что уже в ближайшие месяцы начнётся поступление первых федеральных средств на подготовку к саммиту, Минфин это подтвердил. Первые 15 млрд. рублей Владивосток получит из Москвы уже в 2008 году, добавьте к этому софинансирование из краевого бюджета, которое составит 1 млрд. 900 млн. рублей. Уже получено положительное заключение госэкспертизы на проект моста через бухту Золотой Рог. Чтобы построить дом, нужно его грамотно спроектировать, чтобы он потом не упал и не пошёл трещинами. Как говорится, русские долго запрягают, но зато быстро ездят.

Объекты построить можно, современные материалы, техника и технологии позволяют сделать это быстро и качественно. Но есть проблема, которая, к сожалению, не решена. Это бюрократия. Вы попробуйте во Владивостоке элементарно оформить дачный участок! Объявлена дачная амнистия, по всей стране оформление превратилось в достаточно простую процедуру, а у нас это сделать невозможно! Или вот, говорили-говорили про «одно окно» – и где оно у нас? Чиновник на чиновнике сидит и чиновником погоняет.

Я проанализировал бюджет Владивостока. Почти 20 процентов бюджета тратится на содержание самих чиновников! В других городах Приморья – Находке, Уссурийске, Спасске-Дальнем – на содержание чиновников тратится не больше семи процентов бюджета, это верхний предел краевого стандарта. В районах с учётом их площади можно тратить на эти же цели до 11 процентов. А во Владивостоке – 20! Это же «закон Паретто»: два чиновника всегда обоснуют, зачем им нужен третий, а третий – зачем нужны ещё два. Бюрократия - это единственный способ размножения людей не половым путём.

- Зависит ли успех подготовки к саммиту от того, кто будет избран мэром?

- Несомненно, пока власть в городе нестабильна, никто не рискнёт сюда вкладывать серьёзные деньги. Ведь всё это строится на территории Владивостока, и без максимальной включённости городских властей в этот процесс отдачи не будет. Можно привести и конкретные примеры. В прошлом году Владивостоку была выделена по инициативе «Единой России» сумма в размере 461 млн. рублей на ремонт и строительство дорог. Много это или мало? В течение предыдущих лет Владивосток тратил на эти цели порядка 300 млн. рублей в год. И вот дополнительно выделили 461 млн., краевой бюджет тоже выделил средства, добавьте к этому деньги из городского бюджета – всего в прошлом году Владивосток мог потратить на дороги свыше миллиарда рублей. А фактически было освоено чуть больше 300 млн. Причина - неподготовка документов, непроведение конкурсов, непринятие решений городской думой предыдущего созыва, полномочия которого истекли в декабре. То есть можно было сделать втрое больше, чем было сделано! Технические, производственные возможности – всё есть.

Ещё пример: две недели назад в Китае был введён в эксплуатацию самый длинный в мире на сегодняшний день мост через морской пролив, его длина составляет 36 километров! Строили его в течение трёх лет, потратили 1 млрд. 300 млн. долларов. Мост на Русский по сегодняшним расчётам стоит около 30 млрд. рублей, то есть примерно столько же, но его протяжённость гораздо меньше – всего 1300 метров! Поэтому на вопрос, возможно ли построить мост на Русский в заданные сроки по озвученным ценам, я отвечаю однозначно: «Возможно».

Хорошо, саммит мы примем, он закончится, гости разлетятся. Что потом делать с теми объектами, которые будут построены на острове Русский?

На мой взгляд, главная наша задача здесь сохранить остров как уникальную рекреационную зону. По плану подготовки к саммиту АТЭС здесь планируется построить гостиничные комплексы, способные принять до 20 тысяч человек, с учётом природной уникальности этого места и планов по строительству на острове игорной зоны мы можем получить уникальный международный туристический центр.

Я несколько раз посещал Южную Корею и не раз наблюдал, как целыми самолётами и кораблями туристы из Японии и Китая, где игорный бизнес запрещён, приезжают на несколько дней, чтобы провести их в казино. Мы тоже можем на этом зарабатывать.

Не говоря о том, что на Русском есть возможность построить отличные пляжи, организовать великолепную зону отдыха для горожан. Более того, мы получим возможность использовать нашу крепость, которая является самой большой в мире, и это тоже очень привлекательный объект для туризма.

Конечно, на острове нельзя будет строить вредных промышленных производств, а также, памятуя печальный опыт Владивостока, сразу при строительстве закладывать в смету создание здесь комплекса очистных сооружений.

- Игорь Сергеевич, работа мэра города всё-таки имеет иной профиль по сравнению с теми должностями, которые вы занимали раньше…

- Мэр – прежде всего организатор. А организационная работа мне хорошо знакома. Когда я работал заместителем председателя Законодательного собрания Приморья и руководил самой большой депутатской фракцией, мне приходилось согласовывать интересы представителей самых разных политических сил и в итоге приходить к консолидированной позиции. Считаю, что нам с коллегами в прошлом созыве многое удалось сделать.

Мэр – это хозяйственник, человек, который с утра до вечера занимается улицами, трубами, канализацией, чистит, красит, планирует, строит, заставляет городские службы работать. Когда в 1998 году я возглавил Первомайский судоремонтный завод, на предприятии работало меньше 200 человек, а за предыдущий год было отремонтировано всего 14 судов. Через год на заводе работало уже 1200 человек, а отремонтировано было 96 судов. Многие наши предприятия до сих пор ремонтируют свой флот в Южной Корее, Китае, Вьетнаме, а тогда сами корейцы начали ремонтировать суда у нас! В частности, это была компания «Самсунг», которая помимо всего прочего владеет рыбодобывающими судами. У меня хранится грамота от президента «Самсунга» с благодарностью за быстрый и качественный ремонт.

Другой пример: когда я стал генеральным директором «Спасскцемента», мы за три месяца приняли на работу почти две тысячи человек и запустили Новоспасский цементный завод. В результате за полгода мы стали крупнейшим поставщиком в Китай клинкера - полуфабриката для производства цемента. И сейчас завод успешно развивается - в прошлом году он вышел на уровень производства советского времени, среди крупных промышленных предприятий Приморья это пока единственный пример. В течение двух последних лет «Спасскцемент» не повышал цены на свою продукцию, а с 1 марта 2008 года для покупателей с Дальнего Востока цены были снижены на 20 процентов. Сегодня в Спасске-Дальнем цемент стоит 2100 рублей за тонну, а в Москве – 6200 рублей.

«Сначала – не сделать хуже. Затем – сделать лучше»

- Вопрос, может быть, преждевременный, но всё-таки актуальный: а у вас есть команда, которая могла бы взять на себя весь груз управления городом?

- Без команды здесь вообще нечего делать, один в поле не воин. Конечно, такие люди есть. Мы уже договорились, что я буду работать в плотном взаимодействии и с губернатором, и с городской думой, и с Законодательным собранием, которое я рассматриваю как кадровый резерв – имею в виду депутатов и того созыва, в котором работал я сам, и нынешний созыв.

Вместе с тем должен сказать, что на любом предприятии, куда я приходил, большинство людей оставались работать и работают до сих пор. Это профессионалы своего дела, ими нельзя разбрасываться. Грамотный муниципальный служащий – тоже на вес золота. Другое дело, что нужно создать условия для того, чтобы эти люди свои способности могли раскрыть. Я не собираюсь прийти и тут же всех уволить. Моя первая задача всегда заключалась в том, чтобы не сделать хуже. Потом, когда вникнешь и разберёшься, возникает другая задача: сделать лучше.

Команда есть, есть и уверенность, что мы справимся. Хотя я понимаю, что всего масштаба городских проблем я, может быть, сейчас и не представляю. Вот говорят, что МУПы продаются, земля вся продана-перепродана. Значит, будем разбираться. Под что продали, под инвестиционный проект? Ради бога, вкладывайте, стройте. Появится новое жильё или офисы, появятся рабочие места, в бюджет пойдут налоги.

- Вы говорите, что не собираетесь заниматься массовыми увольнениями, но при этом отмечаете, что во Владивостоке слишком большая доля бюджетных средств тратится на содержание чиновников. То есть кадровой чистки всё же не избежать?

- Я по-другому смотрю на этот вопрос. Главное, чтобы эти средства, эти 20 процентов бюджета использовались более эффективно, чем сейчас. Простой пример: на этот год в бюджете города запланировано 900 тысяч рублей дохода от сдачи рекламных щитов в аренду. Давайте посчитаем: щитов в городе около 800, у каждого две стороны, аренда одной стороны в среднем стоит 36 тысяч рублей в месяц, следовательно, свыше 700 млн. рублей в год! Куда же уходят деньги? Да на эти деньги можно по одному лифту в день ремонтировать.

Ещё пример. Для развития физкультуры и спорта в городе Владивостоке два года назад по инициативе партии «Единая Россия» и при моём участии городу было выделено два ФОКа - физкультурно-оздоровительных комплекса.

Каждый из них включает в себя всё необходимое для спортивных тренировок: беговые дорожки, тренажёрный зал, помещения для борьбы, бокса, душевые и сауну, массажный кабинет, медпункт, буфет. По сути это база для городских школ – по лёгкой атлетике и десятков других видов спорта. Однако полтора года комплексы пролежали невостребованными во Владивостоке, Мэрии не было до них дела.

Теперь их передали, один – в Уссурийск, а другой – в Спасск-Дальний. А потом мы удивляемся, почему в соседнем Уссурийске и ледовая арена построена, и город чистый, красивый, людям там жить комфортно, а в столице края ничего не меняется в лучшую сторону.

Аппарат должен начать работать эффективнее. Если доходы бюджета вследствие этого возрастут вдвое, то эти 20 процентов, о которых мы говорим, превратятся в 10, уже хорошо. А удвоить бюджет – абсолютно реальная перспектива. Поэтому можно просто повышать эффективность работы (а следовательно, улучшать и бюджетные показатели) при сохранении имеющегося числа чиновников. Хотя если мы видим, что работу, с которой справился бы один человек, выполняют 10 человек, то, конечно, без сокращений здесь не обойтись.

- Игорь Сергеевич, вы сказали, что мэр должен быть хозяйственником и организатором. Но, наверное, глава Владивостока должен быть ещё и хорошим лоббистом интересов города – как на уровне края, так и в федеральном центре. Как бы вы оценили потенциал участия Владивостока в различных федеральных программах?

- Потенциал колоссальный. Мне Борис Вячеславович Грызлов, напутствуя меня перед избирательной кампанией, сказал: «Мне небезразличен этот город, в котором я родился и почётным гражданином которого я являюсь. Я максимально буду включаться и помогать, чтобы Владивосток со своими программами активно участвовал в программах федеральных». И здесь мы не должны ограничиваться саммитом АТЭС. Уже рассматривается вопрос о дополнительном выделении Владивостоку от 60 до 70 млрд. рублей на развитие городской инфраструктуры. Поэтому я очень рассчитываю как на Бориса Грызлова, так и на Сергея Миронова, ведь бюджет проходит и через Совет Федерации. Сейчас нам необходимо консолидировать все силы для того, чтобы совершить мощный рывок вперёд.

Автор: Подготовил Егор ТРУБНИКОВ