На форуме ЖКХ искали путь, как разбудить хозяев. Но не нашли
На Всероссийском форуме ЖКХ, традиционно прошедшем в Москве в канун профессионального праздника работников отрасли, Приморский край упомянули дважды. Во-первых, как единственный субъект РФ, где была ликвидирована государственная жилищная инспекция. Во-вто
На Всероссийском форуме ЖКХ, традиционно прошедшем в Москве в канун профессионального праздника работников отрасли, Приморский край упомянули дважды. Во-первых, как единственный субъект РФ, где была ликвидирована государственная жилищная инспекция (сейчас в крае уже идёт работа по её восстановлению, хоть и в другом, чем прежде, качестве). Во-вторых, одним из наиболее крупных инвестиционных проектов Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству было названо его участие в подготовке Владивостока к саммиту АТЭС. Росстрой вместе с Министерством регионального развития были главными организаторами форума, поэтому нет ничего удивительного в том, что вопросы строительства поднимались тоже. Большое внимание уделялось жилищному строительству.
Однако успеть поучаствовать в работе всех секций и «Круглых столов» было невозможно, поэтому пришлось делать выбор и отдать предпочтение тем из них, где обсуждались проблемы жилищной реформы, вызывающей на сегодня особенно много острых вопросов.
Но чтобы завершить разговор о том, как Приморье «прозвучало» на форуме, сразу скажу, что на пресс-конференции удалось задать вопрос исполняющему обязанности руководителя Росстроя Владимиру БЛАНКУ. Интересно было узнать его мнение о явной подножке на пути создания ТСЖ: лишении льгот инвалидов на оплату жилищных услуг, как только в доме организуется товарищество, поскольку его относят к частному жилищному фонду. Владимир Викторович прокомментировал так: «При организации ТСЖ форма собственности не меняется, меняется только способ управления домом. Инвалиды не могут лишаться льгот, это у вас в крае что-то не так. Тут отдельно надо разбираться».
Информация о разных аспектах жилищной реформы на форуме исходила из первых рук, в том числе от разработчиков законов и постановлений правительства, от тех, кто определяет происходящие сейчас в этой сфере перемены.
Самый большой интерес участников однозначно был связан с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Оно и понятно. Сейчас все регионы буквально «стоят на ушах», чтобы не упустить возможность получить деньги на софинансирование капитального ремонта давно заждавшихся его многоквартирных домов. К тому же федеральный закон о фонде призван решить не только одну эту задачу. Он рассматривается как локомотив, который «сорвёт с места» буксующую реформу и приведёт к эффективному функционированию всей системы ЖКХ. Этим объясняются жёсткие условия, которые регионы должны выполнить для участия в государственной программе: «Уговаривали долго, хватит уже. Хотите жить более комфортно – запустите механизм рационального использования выделяемых государством средств».
Генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин ЦИЦИН рассказал, с какой целью создавалась эта государственная корпорация:
«В начале 90-х годов граждане России получили право взять своё жильё в собственность. Бывший собственник – государство - не мог передать дома в приемлемом состоянии. Теперь фонд должен вернуть долги населению и в то же время привить ему навык управления собственным жилищным фондом. Вторая его задача – создать рыночные механизмы. Деньги из фонда будут направляться только в те места, где региональными властями создаются необходимые условия для реализации собственниками своих прав, предпринимаются меры по демонополизации отрасли.
Впервые на капитальный ремонт домов выделяются такие огромные средства – 145 миллиардов рублей (с учётом софинансирования самих регионов – это ещё примерно столько же). Это в десятки раз больше, чем выделялось до сих пор. Весь жилищный фонд не отремонтируешь, но порядка 5 миллионов человек могут улучшить свои условия проживания. С точки зрения освоения средств у региональных властей – очень большая ответственность».
Послаблений не будетВ Москву потоком идут обращения с предложениями изменить критерии получения федеральной финансовой поддержки. Говорили об этом и выступающие на форуме. Особенно трудно на местах перешагнуть 5-процентный «порог» создания ТСЖ и сформировать отряд передовиков, которые первыми войдут в заявку. Однако ответ был однозначный: послаблений не ждите.
«Давайте сначала сделаем первые шаги, обобщим опыт тех, у кого получается, а потом уже будем смотреть, что дальше», - отвечал на подобные вопросы заместитель гендиректора фонда Владимир ТАЛАЛЫКИН. На его взгляд, условия даже либеральные, поскольку в течение года субъект РФ может подавать сколько угодно заявок по мере его готовности в целом и готовности муниципальных образований и собственников жилья. К тому же один и тот же город или муниципальный район могут неограниченное количество раз попадать в заявку. Но поскольку программы капремонта домов формируются снизу, зависят от добровольного волеизъявления самих собственников жилья, то требуется огромная разъяснительная и организационная работа среди населения. А вот этого как раз и не хватает.
В качестве примера для подражания приводилась Челябинская область – она первая оформила, как положено, заявку, и деньги на капитальный ремонт домов уже пошли в регион. Буквально накануне форума подала заявку Калужская область по второй программе господдержки – переселению семей из аварийного жилья. Назывался ещё с десяток регионов, где уже близки к выполнению необходимых условий. Приморского края в этом числе не было. Напомню, что потенциальная доля Приморья в фонде, которую он может выбрать, - 3,4 миллиарда рублей.
Спору нет, хорошо, что государство признало долги, которые имело из-за недофинансирования десятилетиями коммуналки и жилья. Ведь они всегда содержались по остаточному принципу. Но у нас как всегда? Государство одной рукой даёт, другой – забирает. Надо понимать, что и в данном случае точно так же. Заложенные в законе о Фонде содействия реформированию ЖКХ требования ликвидировать перекрёстное субсидирование при формировании тарифов на тепло и воду, внести в тарифы инвестиционную составляющую и разработать графики, обеспечивающие финансовые потребности реализации производственных инвестиционных программ, прекратить до 2010 года возмещать убытки коммунальных предприятий из бюджетов и так далее в конечном счёте дополнительной нагрузкой лягут на плечи потребителя, на тех же собственников жилья. Все эти проблемы актуальны и для Приморья. То есть нам с вами за услуги ЖКХ придётся платить всё больше и больше. Не исключено, что отдельной строкой будет вводиться накопительный платёж непосредственно на капитальный ремонт. В двух третьих муниципальных образований России такая плата введена.
~~Кстати
Для получения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ товарищества собственников жилья в 2008 году должны быть организованы в 5 процентах многоквартирных домов, до 2011 года – уже в каждом 5-м доме. Ещё один сложный барьер: всем условиям в регионе должно соответствовать не менее двух муниципальных образований, в которых живут не менее 20 процентов населения.~~
Что касается бюджетной составляющей расходов на капремонт жилья, то она в среднем по стране на сегодня составляет всего 3-4 процента.
На форуме спрашивали, рассматриваются ли формы территориального общественного самоуправления (ТОС) и непосредственного управления как полноценные участники получения средств фонда. Ответ: нет, не рассматриваются. В программу могут включаться только дома, где созданы ТСЖ и выбраны управляющие компании.
Прекратится ли финансовая помощь государства в капремонте жилья после 2011 года, когда фонд будет ликвидирован? Ответить на это никто не смог.
Продолжение читайте на страницах «В» в четверг, 3 апреля
Автор: Надежда БРАЖИНА